Ларсон

174

, Карл (Larsson, Carl) 1853, Стокгольм — 1919, Сундборн, близ Фалуна. Шведский живописец, график, монументалист. Учился в Академии художеств в Стокгольме (1869—1872). Происходил из необеспеченной семьи, работал ретушером, затем рисовальщиком в юмористических журналах. В 1877 уехал в Париж. В 1882 вместе с группой скандинавских художников поселился во французской деревушке Гре-сюр-Луэнь, где работал на пленэре. В середине 1880-х вернулся в Швецию, однако продолжал бывать в Париже. Один из организаторов стокгольмской экспозиции "Противники академической выставки" (1885) и "Художественного союза" Швеции (1886). Руководил рисовальной школой при Художественном музее Гётеборга (1886—1890). С 1889 жил в Сундборне, сначала только летом, а с 1901 — постоянно.

Творческий путь Ларсона не совсем обычен. Начинал он как рисовальщик и иллюстратор, затем перешел к пейзажной живописи, отличающейся светлым воздушным колоритом, тонкой нюансировкой цвета, непринужденностью композиции (Художник. Зимний пейзаж, 1886, Стокгольм, Нац. Музей). Наибольший успех принесли Ларсону многочисленные акварельные работы, в которых он изображал свой дом в Сундборне и его обитателей. Это — напоенные светом и воздухом сцены обыденной жизни большой семьи. С подкупающей простотой и проникновенностью художник воссоздает природное окружение и интерьер дома, в котором проходят семейные будни и праздники. В его листах мы видим то пеструю красочность летнего дня, то зимнее туманное утро с покрытыми инеем кустами и деревьями, то пронизанные солнцем комнаты с длинными окнами, уставленными цветами, и множество других, милых сердцу художника сцен.

Легкие линии обозначают фигуры и предметы, создавая непритязательный поэтический мир. Колорит построен на локальном цвете, обогащенном оттенками. Все полно движения и трепета жизни. И пейзаж, и жилище оживляют своим присутствием дети и домочадцы художника. Убранство дома и частично его перестройка были осуществлены самим художником или по его эскизам. В характере декора ощущаются следование народным традициям, а также воздействие английских мастеров, родоначальников стиля модерн (У. Морриса, Ч. Р. Макинтоша). Акварели Ларсона составляли серии, которые были изданы затем в виде книг. Моя семья (1895), Дом (1899), Ларсоны (1902), Моя маленькая ферма (1906), Дом на солнце (1909). Ларсон обращался и к созданию портретных образов.

Это и известные люди (Август Стриндберг, 1899. Сельма Лагерлёф, 1902, оба — Стокгольм, Нац. Музей), и простые жители страны (Краснодеревец. Кузнец, оба — 1915, Фалун, Гор. Музей). Портреты документальны и вместе с тем обладают почти символической многозначностью, присущей модерну. Помимо множества сравнительно небольших камерных работ Ларсон исполнял и монументальные произведения. Для зала галереи Фюрстенберга в Гётеборге он написал три больших панно — Ренессанс, Рококо и Современное искусство (2-я пол. 1880-х), а вестибюль Нац. Музея в Стокгольме украшает цикл из шести фресок на темы истории шведского искусства (1896). В последних он использовал прием декоративной стилизации в духе той эпохи, которой посвящены композиции.Лит.

Андерс Цорн и его современники. Каталог выставки. Л., 1981. Коккинаки И. Дом на солнце. Карл Ларсон и его усадьба в Сундборне // Мир музея. 1999. № 5. Strindberg A. Carl Larsson. Goteborg, 1971. Carl Larsson. The Brooklyn Museum. N. Y., 1982..

Значения в других словарях
Ланфранко

, Джованни (Lanfranco, Giovanni) Парма, 1580—1647. Итальянский художник, мастер монументальной декоративной живописи эпохи барокко. Работал в Риме (с конца 1590-х) и в Неаполе (с 1634). Творческую карьеру начал в Риме в мастерской Аннибале Карраччи, еще не достигнув 20-летнего возраста. В качестве помощника Аннибале участвовал в росписях интерьера палаццо Фарнезе (1597—1599, Рим). Первой самостоятельной работой Ланфранко явилась выполненная вместе с Франческо Альбани роспись палаццо Матети (1616..

Ларжильер

, Никола де (Largilliere, Nicolas de) 1656, Париж — 1746, Париж. Французский живописец. Учился в Антверпене, а с 1674 работал в Англии в мастерской последователя Ван Дейка П. Лели. Как католик он испытывал трудности с заказчиками в Англии и в 1682 вернулся в Париж, где спустя четыре года был принят в Королевскую академию в качестве портретиста, представив пышный и торжественный Портрет Лебрена (Париж, Лувр). В жанре официального портрета, которым Ларжильер владел виртуозно, ему не удалось сделат..

Ластман

, Питер (Lastman, Pieter) 1583, Амстердам — 1633, Амстердам. Голландский живописец. Ведущий мастер амстердамской школы начала XVII в. Учился у Г. П. Свеллинга и Корнелиса Харлемского. Испытал влияние Эльсхеймера и Караваджо. Работал в Риме (1603—1605) и в Амстердаме (с 1605). В 1624—1625 у Ластмана в течение полугода обучался молодой Рембрандт. Писал картины на библейские и мифологические сюжеты, часто проникнутые нравоучительным духом или символическим смыслом. Усвоенные в Италии и перенесенные..

Лаурана

, Франческо (Laurana Francesco), наст. Имя Франьо из Враны (Franjo Vranjanin) Ок. 1430, Задар, Хорватия — 1502, Авиньон. Итальянский скульптор, ученик Джорджо да Себенико. Принимал участие в создании скульптурного декора Триумфальной арки Альфонсо Арагонского (Неаполь, замок Кастельнуово), где работал в 1453—1458. С 1458 работал во Франции при дворе Рене Анжуйского, затем — на Сицилии, в начале 1470-х вернулся в Неаполь. Франческо Лаурана вошел в историю итальянского искусства прежде всего как м..

Дополнительный поиск Ларсон Ларсон

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ларсон" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ларсон, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 6 символа