Лемуан Жан
, Батист II (Lemoyne Jean-Baptiste II) 1704, Париж — 1778, Париж. Французский скульптор. Учился у своего отца Жана Луи Лемуана и Робера Ле Лоррена. В 1725 получил первую премию по скульптуре. Выставлялся в Салоне с 1725 по 1771, причислен к Королевской академии живописи и скульптуры в 1728, член Академии — 1738, профессор — с 1744, с 1768 — директор. Придворный портретист Людовика XV, автор надгробий, декоративных скульптур и т. Д. В 1735 работал над декоративным убранством отеля Субиз, выполнил ряд композиций для Версальского парка — участвовал в оформлении бассейна Аполлона (1736—1740), в сооружении надгробия Миньяра в Париже (1744, церковь Сен-Рош). Неоднократно создавал портреты Людовика XV (1769, Париж, Лувр), конные монументы и статуи (многое уничтожено во время Французской революции).
В Лувре хранится модель памятника Людовику XV для Руана (не осуществлен). Модель для статуи в городе Ренн, где король представлен в доспехах римского полководца — все бронза. Лемуан был талантливым портретистом. Он запечатлел в своих портретных бюстах образы видных ученых, зодчих, писателей, философов, актрис, военачальников и т. Д. Передавая сходство, мастер сумел воссоздать дух эпохи рококо. Его бюсты хорошо смотрятся в интерьере. Соответствуя линиям, пластическим ритмам, декоративному убранству архитектуры. Многие из них отмечены особым изяществом и лиризмом. Портрет девушки (Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), Актриса Данжевиль (1771, Париж, театр "Комеди Франсез"). В своих обзорах Салонов писатель и философ Д. Дидро нередко анализирует работы Лемуана, отдавая предпочтение портретам, выполненным в строгом стиле, a l’antique, входившем в моду.
Его оценки не всегда беспристрастны. Так, разбирая портрет юриста и администратора Д. Ш. Трюдена (1767, Париж, Лувр), Дидро критикует автора за то, что он изобразил Трюдена в современном костюме. "Он похож. Черты лица крупные… Одежда может служить образцом дурного вкуса. А какой огромный громоздкий парик. Что подумают наши потомки. Дикарь решил бы, что это нагроможденные друг на друга вражеские скальпы… Еще худшее впечатление производит… жабо около шеи и два… ряда кружев… противно смотреть на этот скверный бюст". А между тем портрет хорошо и умело выполнен, передан характер делового, энергичного человека, но об этом ни слова. "Если хотите убедиться в том, до какой степени Трюден пошл и похож на варвара, — пишет Дидро, — взгляните на Монтескье (Бюст Монтескье, 1769, Бордо, Музей изящных искусств.
— Авт.). Он с непокрытой головой. Видна шея и часть груди. Вот где истинный вкус… Я предпочитаю античные медальоны. В них больше изысканности, благородства… и жизни" (Дидро. Салон 1769). Дидро несправедлив. Лемуан сумел найти пластическое воплощение современного костюма, передать характерную особенность XVIII в. — культуру общения людей друг с другом. Лица его персонажей часто согреты доброжелательной улыбкой — этой своеобразной приметой века. Будь то Трюден или известный архитектор Ж. А. Габриель (ок. 1760, Париж, Лувр), актрисы, художники и т. Д. Для многих произведений Лемуана характерно сочетание стилистических приемов барокко и рококо. Особенно удачны и жизненны работы Лемуана, вылепленные в глине (Портрет художника Н. Н.
Куанеля, 1730, Париж, Лувр).Лит. Манцулевич Ж. Французская портретная скульптура XV—XVIII веков в Эрмитаже. Л. М., 1940. Золотов Ю. К. Французский портрет XVIII века. М., 1968. Reau L. Une dynastie de sculpteurs au XVIIIe siecle. Les Lemoyne. Paris, 1927..
Дополнительный поиск Лемуан Жан
На нашем сайте Вы найдете значение "Лемуан Жан" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Лемуан Жан, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Л". Общая длина 10 символа