Ломбардо, Пьетро
(Lombardo, Pietro), наст. Имя Пьетро Солари (Pietro Solari) Ок. 1435, Карона — 1515, Венеция. Итальянский скульптор и архитектор. Прозвище Ломбардо (ломбардец) получил в Венеции, где он обосновался в середине 1460-х, заняв, наряду с Антонио Рицци, ведущее место в венецианской архитектуре и скульптуре 2-й пол. XV в. Работал в Падуе (1467) и Тревизо (1485 — ок. 1490). О жизни и творчестве Ломбардо вплоть до его приезда в Венецию ничего не известно, но несомненно, что он обладал в это время солидным опытом как скульптор и архитектор, вероятно приобретенным в Ломбардии. Есть предположение, что он побывал во Флоренции и приобщился к опыту флорентийских мастеров. В Венеции Пьетро Ломбардо возглавил мастерскую, в которой работали его сыновья Антонио и Туллио.
Мастерская Ломбардо, наряду с мастерской его современника и соперника Антонио Рицци, заняла ведущее место в венецианской архитектуре и скульптуре 2-й пол. XV в. С именем Пьетро Ломбардо-архитектора связаны такие шедевры венецианской архитектуры, как церковь Санта Мария деи Мираколи и скуола ди Сан Марко (в строительстве последней принимали участие Антонио Рицци и Моро Кодуччи). Пьетро Ломбардо создал необычный, но очень эффектный и гармоничный декор этого здания — серию больших рельефов-панно с архитектурными перспективами и львами — символами св. Марка (ок. 1485—1495, Венеция, скуола ди Сан Марко). Пьетро Ломбардо был создателем характерного для Венеции типа грандиозного, многофигурного надгробного монумента.
С его именем связаны надгробия дожей Паскуале Мальпьеро (сер. 1460-х), Мочениго (1476—1481), Николо Марчелло (ок. 1485—1490), воздвигнутые в главной усыпальнице венецианских дожей — церкви Санти Джованни э Паоло. К числу самых характерных работ Пьетро Ломбарди принадлежит надгробие дожа Мочениго. Более полутора десятков скульптур этого колоссального монумента объединяет великолепная архитектурная декорация, в которой многократно повторяется торжественный мотив арки — от обрамляющей весь памятник колоссальной арки, опирающейся на пилястры, до арочных завершений ниш, в которых стоят аллегорические фигуры. Именно архитектура придает этому сооружению пафос и грандиозность, в то время как скульптуры более инертны, хотя Ломбардо и придал величие фигуре дожа, стоящего на собственном саркофаге, который держат на своих плечах юноша, мужчина зрелого возраста и старец, символизирующие три возраста.
Преобладание архитектурного начала характерно и для других надгробных монументов Пьетро Ломбардо.Лит. Planiscig L. Venezianische Bildhauer des Renaissance. Wien, 1921. Seymour Ch. J. Sculpture in Italy. 1400 to 1500. Baltimore, 1968..
Дополнительный поиск Ломбардо, Пьетро
На нашем сайте Вы найдете значение "Ломбардо, Пьетро" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ломбардо, Пьетро, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Л". Общая длина 16 символа