Майоль

311

, Аристид (Maillol, Aristide) 1861, Баньюль-сюр-Мер, Русийон — 1944, Перпиньян. Французский скульптор. Родился в семье виноградаря, с отроческих лет занимался рисованием и живописью. Обучался в Париже, в Школе изящных искусств у Жерома (1881—1883) и в Школе декоративных искусств у Кабанеля (1883—1887). Начинал свою карьеру как живописец, примыкавший к группе "Наби". В 1893—1895 занимался созданием гобеленов в собственной мастерской в Баньюле, затем обратился к керамике и мелкой пластике. С 1900 посвятил себя скульптуре. С самого начала определилась приверженность мастера классической форме в ее каноничных проявлениях — обнаженная женская фигура в разных позициях. Сидящая фигура Средиземноморье (1902—1905, Париж, музей Орсе) овеяна воспоминаниями о ранней греческой классике.

Отказываясь от атрибутов и многословной патетики академического искусства, Майоль передает аллегорическое содержание посредством задумчивой позы и стилевых отсылок к истокам европейской культуры (другое название скульптуры — Мысль). Выполненная по заказу И. А. Морозова статуя Помона (1910, Москва, Гос. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Париж, сад Тюильри) олицетворяет осеннее плодородие в крепких, округлых объемах женского тела и жесте дарения яблок. В относящейся к тому же циклу времен года Флоре (1911, Винтертур, Музей искусств. Москва, Гос. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина) весеннее цветение передано в стройных пропорциях юного тела и легкой дрожи облекающих его драпировок. При круговом обходе статуи Иль-де-Франс (1910—1932, Париж, сад Тюильри) выражение спокойного величия сменяется динамикой шага и пружинистого изгиба корпуса, оттянутого назад кольцом сомкнутых рук.

Выполняя статуи с живых моделей, Майоль стремился не к отвлеченной идеализации, а к поиску гармонии в самой натуре. В монументальных работах Майоля классический канон наполняется ассоциациями, заданными темой памятника. В памятнике Луи Огюсту Бланки, под названием Скованная сила (1905—1906, Пюже-Теньер), мощная женская фигура со связанными за спиной руками движется широким шагом и круто разворачивается в попытке освободиться от пут. Памятник Полю Сезанну (1912—1925, Париж, сад Тюильри) — образец т. Н. Пейзажных скульптур Майоля. Покоящаяся на драпировках женская фигура с растительной веткой в руке лишь слегка отступает от классических образцов, но именно эти отклонения — скольжения полусогнутых, расходящихся ног, невесомость опорной руки — создают ощущение волнистого ландшафта.

В 1908 Майоль посетил Грецию. Памятники античности, особенно ранней классики и архаики, расширили его представление о первоистоках европейской культуры и укрепили веру в животворность классической традиции. В 1910—1913 он создает ксилографические иллюстрации к произведениям античных авторов (к Эклогам и Георгикам Вергилия, к Искусству любви Овидия, к Дафнису и Хлое Лонга). На протяжении всей жизни скульптор оставался верен раз избранным мотивам, достигая выразительности тонкими средствами варьирования пропорций, поз и жестов фигур. Поток падающих драпировок в фигуре Сены (1921, Париж, Нац. Музей современного искусства) вызывает образ полноводной реки, а склоненная фигура Скорби (памятник павшим в Сере, 1921—1923) пробуждает воспоминания о древнегреческих надгробных стелах.

В Памятнике Клоду Дебюсси (1930, Сен-Жермен-ан-Ле. Париж, Музей Майоля) идея музыки передана гармоничными линиями присевшей фигуры и плавным движением рук, расходящихся в такт мелодического напева. Самый крупный мемориал Майоля — Памятник павшим в войне, воздвигнутый в Баньюле (1930—1933). В центре горизонтальной стены, выложенной из каменных блоков, располагается горельефная фигура умирающего воина, а в боковых выступах — фигуры скорбящих, заключенные в раму, наподобие композиций аттических стел. В неустойчивой позе падающего бойца точно передано состояние перехода от жизни к смерти, момент погружения в забытье, а фланкирующие центральную фигуру группы плакальщиц соотносятся с погребальными ритуалами, с древними хоровыми действами.

Сложный мотив падающей, теряющей равновесие фигуры разрабатывается и в "пейзажных" скульптурах 1930-х. Фигура Реки (1938—1943, Нью-Йорк, Музей современного искусства. Париж, Музей Майоля) словно закручивается в падении, одновременно сопротивляясь ему толчками приподнятых рук. В памятнике погибшим летчикам под названием Воздух (1937—1939, Париж, сад Тюильри) бедро лежащей фигуры едва касается постамента, и ее тяжесть преодолевается движением взлетающих, парящих в пространстве рук и ног. Последние четыре года Майоль упорно работал над статуей Гармония, оставив ее незавершенной (1940—1944, Париж, Музей Майоля). В ней он стремился к совершенству идеальных форм, выведенных из наблюдения живой модели — натурщицы Дины Вьерни.

Значение Майоля в искусстве XX в. Определяется тем, что в бурный период подъема авангардистских движений он сумел продолжить классическую традицию, наполнив ее каноны новым содержанием, почерпнутым из живой природы и современной действительности.Лит. Терновец Б. Н. Аристид Майоль. М., 1935. Петрочук О. Аристид Майоль 1861—1944. М., 1977. Frere H. Conversation de Maillol. Geneve, 1956. Grand-Chastel P. M. Maillol. Paris, 1969. Chevalier D. Maillol. Paris, 1970..

Значения в других словарях
Маини

, Джованни Баттиста (Maini, Giovanni Battista) 1690, Кассано Маньяно Варезе — 1752, Рим. Итальянский скульптор, один из крупных мастеров барокко. Родился в маленьком городке в Ломбардии, с 1709 работал в Риме, обучался в мастерской К. Рускони и, возможно, у Ф. Делла Валле, с которым делил мастерскую. В 1721 вместе с Рускони исполнял скульптурное убранство алтаря Св. Хуана Франсуа де Реджис в Мадриде. Одной из первых самостоятельных работ явился рельеф Архангел Михаил представляет штандарт с надп..

Майно

, Хуан Баутиста дель (Maino, Juan Bautista del) 1578, Пастрана, провинция Гвадалахара — 1641, Мадрид. Испанский живописец. Родился в семье уроженца Милана и матери-испанки. В юности жил в Милане и Риме, испытал влияние Г. Рени, А. Каррачи, а также художников брешианской и ломбардской школ. После 1595 поселился в Испании, с 1611 — в Толедо, где в 1613 стал монахом ордена доминиканцев. Был знаком с творчеством Эль Греко, считался даже без особых оснований его учеником. Ок. 1621 переехал в Мадрид. ..

Майтани

, Лоренцо (Maitani, Lorenzo) Итальянский скульптор XIV в. Умер в 1330. С именем Лоренцо Майтани связан один из уникальных памятников итальянской скульптуры XIV в. — рельефы, украшающие фасад собора в Орвието. Биографические данные о скульпторе отсутствуют. Маленький, расположенный на вершине горы городок Орвието с большой центральной площадью и несколькими небольшими улицами входил в состав т. Н. Папского патримония — областей и городов, подчинявшихся непосредственно римским папам, поэтому главн..

Мак

, Хейнц (Mack, Heinz) Род. 1931, Лоллар. Немецкий скульптор, график, живописец. Представитель оп-арта (оптического искусства) в скульптуре. Свое художественное образование получил в Гос. Художественной академии Дюссельдорфа (1950—1953). Изучал философию в Гос. Университете Кёльна (1956). Его увлечение творчеством П. Клее, Х. Миро и П. Пикассо привело к участию в "Группе 53" (1953, Дюссельдорф). Путешествие в Париж (1956—1958) и знакомство с монохромными произведениями Ива Клейна полностью переве..

Дополнительный поиск Майоль Майоль

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Майоль" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Майоль, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 6 символа