Мане

196

, Эдуард (Manet, Edouard) 1832, Париж — 1883, Париж. Французский живописец и график. Предшественник и вдохновитель импрессионистов. Происходил из состоятельной, культурной семьи. Родители мечтали об административной карьере для сына, однако тяга к искусству пересилила, и Мане поступил в Школу изящных искусств, в мастерскую Кутюра (1850—1856), где получил хорошую профессиональную подготовку. Но в творческом плане на него большее влияние оказали Тициан, Веласкес, Гойя, которых он копировал в Лувре. Из современников Мане преклонялся перед Делакруа. В 1857 он посетил старого мастера и попросил разрешения копировать в Люксембургском музее его Барку Данте (копии сохранились в музее Метрополитен и в Лионе). Мане побывал в Испании (1865), Англии (кон.

1860-х), Италии, Голландии (1872), посещая музеи и копируя картины Рембрандта, Тициана и др. В 1861 посылает в Салон Портрет родителей (Париж, музей Орсе) и Гитариста (Нью-Йорк, музей Метрополитен), которые были замечены критикой и удостоились "Почетного упоминания". Мане, как и реалисты середины XIX в., плоть от плоти эпохи. Он находит своих героев в разношерстной толпе парижских бульваров, в саду Тюильри, среди завсегдатаев кафе. Это пестрый и яркий мир богемы — поэты, актеры, художники, натурщицы, персонажи испанской корриды. Музыка в Тюильри (ок. 1860, Лондон, Нац. Галерея). Уличная певица (1862, Бостон, Музей изящных искусств). Лола из Валенсии (1862), Завтрак на траве (1863), Флейтист (1866), Портрет Э. Золя (1868.

Все — Париж, музей Орсе). Мане прокладывает новые пути в эстетическом познании действительности, умеет найти красоту и пластику современного костюма. "Это подлинный живописец, — писал Ш. Бодлер, — он заставил нас увидеть наше собственное величие, со всеми нашими галстуками и лакированными сапогами". Мане пишет натурщицу-парижанку, с худым, бледным телом, выступающими ключицами, так, как некогда изображали Венеру старые мастера. В той же величавой позе, с тем же пиететом, утверждая этим, что современность столь же эстетически ценна, столь же достойна отражения в искусстве (Олимпия, 1863, Париж, музей Орсе). Оказав влияние на импрессионистов, художник сам не остался безучастен к их поискам и открытиям. Мастер выбирает из бесконечного потока бытия мимолетный фрагмент, стремясь передать свежесть впечатления, создать у зрителя ощущение, что он свидетель происходящего, что каждое мгновение жизни может быть исполнено поэзии и художественной ценности.

"Случайность" выбранного момента, ничем не выделяющегося среди предшествующих и последующих, подчеркивалась композицией, изобилующей срезами фигур и предметов, предполагающей возможность продолжения изображенного за пределы холста. Светотеневая моделировка заменяется цветовой, палитра становится все более светлой, красочной. Мазок — широким, свободным, передающим трепетность живого дыхания жизни. Контуры теряют четкость, как бы растворяясь в световоздушной среде, пространство картины пронизано светом, наполнено воздухом. Мане, подобно импрессионистам, пробует писать на открытом воздухе всю картину целиком, иногда он работает вместе с Моне над одним и тем же пейзажным мотивом или пишет художника на природе.

Моне в своей лодке на Сене (1874, Мюнхен, Новая пинакотека). К 1870-м относится ряд шедевров, поражающих красотой и светоносностью цвета. Железная дорога (1873, Вашингтон, Нац. Галерея искусства), В лодке (1874, музей Метрополитен), Аржантей (1874, Турне, Музей), Нана (1877, Гамбург, Кунстхалле), Бар в Фоли-Бержер (1881, Лондон, Институт Курто). Мане был прекрасным рисовальщиком. В последние годы жизни он сближается с поэтом С. Малларме и выполняет иллюстрации для его перевода Ворона Эдгара По.Лит. Золя Э. Эдуард Мане. Л., 1935. Эдуард Мане. Альбом / Сост. И авт. Предисл. А. Барская. М., 1961. Эдуард Мане. Жизнь. Письма. Воспоминания. Критика / Сост., вступ. Статья и коммент. В. Н. Прокофьев. М., 1965. Чегодаев А. Д. Эдуард Манэ. М., 1985. Перрюшо А. Жизнь Мане.

М., 1988. Эдуард Мане. Альбом / Авт. Вступ. Статьи и сост. М. Н. Прокофьева. М., 1988. Wildenstein D. Edouard Manet, catalogue raisonne. Paris, 1975. 2 vol. Cachin F. Manet. "J’ai fait ce que J’ai vu". Paris, 1994..

Значения в других словарях
Макке

, Аугуст (Macke, August) 1887, Мешеде, Зауэрланд — 1914, Перт-лез-Юрлю, Бельгия. Немецкий живописец. Учился в Дюссельдорфе в школе прикладного искусства и в Академии художеств (1904—1906). В 1907—1908 посещал школу живописи Коринта в Берлине. Путешествовал по Италии, Бельгии, Голландии, Англии (1905—1906), в 1908 посетил Париж. Познакомившись с Марком, Кандинским, Явленским, Клее, стал участником выставки "Синего всадника" в мюнхенской галерее Тоннхаузер (1911), сотрудничал в альманахе Синий вса..

Мальоа

, Жозе (Malhoa, Jose) 1855, Калдаш-да-Раинья — 1933, Фигейрдуш Виньуш. Португальский живописец и график. Происходил из крестьянской семьи. Юношей уехал в Лиссабон, где получил художественное образование. Большую часть жизни прожил в португальском городке Фигейро душ Виньуш. В Калдаш да Раинья в 1934 был открыт его музей. Мальоа, один из самых известных в Португалии художников, обращался к разным жанрам живописи — монументально-декоративному (росписи королевской консерватории в Лиссабоне, 1888), ..

Манес

, Йозеф (Manes, Josef) 1820, Прага — 1871, Прага. Чешский живописец и график. Родился в семье, тесно связанной с искусством. Его отец — живописец-пейзажист Антонин Манес. Дядя — Вацлав Манес, профессор пражской Академии художеств. Младший брат Квидо тоже стал художником. Обучаться рисованию Йозеф начал еще в детстве у отца, затем в пражской Академии художеств у Ф. Ткадлика (1835—1843). С 1838 принимает участие в ежегодных выставках Академии. В 1844—1846 живет в Мюнхене. В начале 1847 возвращаетс..

Манесье

, Альфред (Manessier, Alfred) 1911, Сент-Уан — 1993, Орлеан. Французский живописец. Обучался рисунку и живописи в художественной школе Амьена. Прибыв в 1929 в Париж, продолжил профессиональное образование в Школе изящных искусств, а с 1935 — в Академии Рансона, где изучал основы архитектуры. В ранний период на него значительное влияние оказало искусство Пикассо и сюрреалистов. Творческие ориентации Манесье сложились под воздействием глубокого переживания природы, ее зримого трепета, возбужденног..

Дополнительный поиск Мане Мане

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мане" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мане, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 4 символа