Маньяско

208

, Алессандро (Magnasco, Alessandro), прозв. Лиссандрино (Lissandrino) 1667, Генуя — 1749, Генуя. Итальянский живописец. Учился в Генуе, возможно, у своего отца С. Маньяско, ученика генуэзского художника В. Кастелло, позднее в Милане у Ф. Аббиати. Работал в Генуе, Милане (до 1703), Флоренции (1703—1711), снова в Милане (1711—1735), снова в Генуе (1735—1749). Испытал влияние живописи В. Кастелло, П. Ф. Мораццоне, С. Розы, Ж. Калло. Писал религиозные и мифологические сцены, жанровые картины. Архитектурные фоны в его произведениях выполняли художники К. Спера, К. А. Тавелла, Н. Ван Хоубракен, М. Риччи, П. Бьянки и др. Характер ранних произведений Маньяско, выполненных во время пребывания в Милане, определили традиции генуэзской школы живописи, тяготевшей к пасторали.

Однако уже сцены "вакханалий" (Вакханалия, 1710-е, Москва, Гос. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Привал бандитов, Вакханалия, 1710-е, обе — Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж) с изображением мятущихся человеческих фигурок на фоне величественных античных руин несут в себе совершенно иной эмоциональный заряд, чем безмятежные пасторали В. Кастелло и Кастильоне. Они исполнены в темной цветовой гамме, порывистым динамичным мазком, свидетельствующим о восприятии мира в драматическом аспекте. Внимание Маньяско привлекают сцены трибуналов, пыток, мучений, которые он мог видеть в реальной жизни, в находящемся под властью Испании Милане, где была сильна власть инквизиции (Камера пыток, Будапешт, Музей изобразительных искусств).

Эта трудно различимая грань реального и сфантазированного художником, остро переживавшим происходящее вокруг него в мире, всегда будет присутствовать в его произведениях, придавая им характер то притчи, то бытовой сцены. Полны живой наблюдательности, иронии, сарказма полотна большого цикла, посвященного аскетичному монашескому быту. Трапеза монахинь (Москва, Гос. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), Трапезная монахов (Бассано, Гор. Музей), Монахи, греющиеся у огня (Венеция, частное собрание), Монахи в комнате для занятий (Вена, Музей истории искусства), Трапеза монахов (Будапешт, Музей изобразительных искусств). Они исполнены в характерной манере художника, использующего прием чередования длинных и коротких пастозных мазков, кроющих ровный и спокойный корпусный красочный слой.

Это создает впечатление нервной динамики света и тени, расплывчатых в своих очертаниях предметных форм, особой цветовой энергии как бы прорывающихся сквозь коричнево-черные тона фона светлых пятен желтого, зеленого, голубого, синего цветов. Подобная своеобразная манера письма Маньяско, восходящая к приему североитальянского "tocco forte" ("сильного мазка"), привносит в картины монашеского цикла ощущение разлада между миром духовным и земным, столь тонко живописно и с ироническим подтекстом воплощенным художником. Произведения флорентийского периода отмечены влиянием пейзажей С. Розы, гравюр Ж. Калло. Мир фантастических образов Маньяско в полотнах Пейзаж с отшельниками (Милан, галерея Польди-Пеццоли), Пейзаж с прачками (Неаполь, Нац.

Музей и галереи Каподимонте) тесно сопряжен с наблюдениями действительности. Герои его произведений — бандиты, рыбаки, отшельники, цыгане, солдаты, прачки — существуют в фантастической среде. Они изображены на фоне мрачных руин, бушующего моря, дикого леса, суровых ущелий. Внимание художника привлекает в реальности все необычное — сцена еврейской проповеди в синагоге Ливорно (Синагога), кочевой быт цыган (Трапеза цыган, обе — Флоренция, галерея Уффици). В духе каприччо С. Розы трактует художник и тему античной "вакханалии". В исполненных во время второго пребывания в Милане полотнах Триумф Вакха и Триумф Венеры (оба — Канада, частное собрание) эта тема, столь любимая итальянскими мастерами рококо, поклонниками аркадийской идиллии, приобретает оттенок загадочности, а бравурная живописная манера Маньяско усиливает впечатление искусственности и призрачности атмосферы веселья античных персонажей.

В полотнах Вход в лазарет и Разрушение города (оба — Сибиу, Музей Бруккеталь), Свадебный банкет (Париж, Лувр) сцены действительности преобразуются фантазией художника в мрачные видения с калеками, бандитами, солдатами, удлиненные изогнутые фигуры которых подчинены нервному ритму мазка. В поздний период Маньяско все больше уделяет внимание пейзажу. Среди произведений второго миланского и генуэзского периодов преобладают сцены, где пейзаж приобретает самостоятельное значение (Бурное море, Неаполь, Нац. Музей и галереи Каподимонте. Эпизоды из жизни св. Антония Падуанского — в музеях Пизы, Модены, европейских частных собраниях). Используя идущий от североитальянской школы XVII в. Прием "живописи пятном" (pittura di macchia) и привнося в свою живописную манеру мироощущение человека XVIII в., Маньяско, как и многие современные ему живописцы, ищет приемы передачи единства света, цвета и воздушной атмосферы.

Самобытное искусство художника многогранно выразило устремления итальянской живописи XVIII в. В нем проявились интерес к отображению действительности и скептицизм ко всему являемому ею, свобода фантазии и поиск живописных средств. Все эти завоевания Маньяско открывали новые перспективы для итальянской живописи XVIII и XIX столетий.Лит. Виппер Б. Р. Проблема реализма в итальянской живописи XVII—XVIII веков. М., 1966. Лаврова О. И. К проблеме творческого метода А. Маньяско // Художественная культура XVIII века. М., 1974. Ferri A. Alessandro Magnasco. Bergamo, 1949. D. Fetti, A. Magnasco. Exhibition. London, 1977. Franchini-Cueft F. Alessandro Magnasco. Genova, 1977..

Значения в других словарях
Манчини

, Антонио (Mancini, Antonio). 1852, Рим - 1930, Рим. Итальянский живописец и рисовальщик. В 19 лет поступил в Королевский институт изящных искусств в Неаполе, увлекался неаполитанской живописью, занимался у Д. Морелли.. ..

Маньоки

, Адам (Manyoki Adam) 1673, Сокойя — 1757, Дрезден. Венгерский живописец эпохи барокко. Учился в Гамбурге у портретиста А. Шайтса (до 1703). Творчество Маньоки целиком посвящено портрету. Его деятельность протекала в различных городах Центральной Европы, в основном при дворах владетельных особ. В 1703—1707 работал в Берлине по заказам прусского короля. Затем был приглашен в качестве придворного художника венгерским князем Ференцем Ракоци II, который возглавил борьбу за национальную независимость..

Маратти

, Карло (Maratti, Carlo), прозв. Маратта (Maratta) 1625, пров. Марки — 1713, Рим. Итальянский живописец. С 1736 работал в Риме. Сначала учился у А. Сакки (ученика Ф. Альбани), известного живописца, последователя традиций мастеров болонской школы, поклонника искусства Рафаэля. Большое влияние на формирование его манеры оказала дружба с Дж. П. Беллори, антикварием папы Климента X, библиотекарем королевы Христины Шведской, автором книги о Рафаэле (1695) и известного труда Idea (1672), в котором тео..

Маре

, Ганс фон (Marees, Hans von) 1837, Эльберфельд, Северный Рейн-Вестфалия — 1887, Рим. Немецкий живописец. Учился в подготовительном классе берлинской Академии художеств (1853—1854), затем занимался в мастерской К. Штеффека (1855—1856). В 1857—1864 работал в Мюнхене. Был дружен с ученым-эстетиком К. Фидлером и скульптором А. Фон Хильдебрандтом, автором труда Проблема формы в изобразительном искусстве (1893), оказавшем влияние на взгляды художника. В 1864 уехал в Италию. В 1869 посетил Испанию, Фр..

Дополнительный поиск Маньяско Маньяско

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Маньяско" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Маньяско, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 8 символа