Массейс

185

(МЕТСЕЙС), Квинтен (Квентин) (Massys <Metsys>, Quinten <Quentin>) 1465/1466, Лувен — 1530, Антверпен. Нидерландский живописец. Молодые годы провел в Лувене, где, согласно легенде, был кузнецом, как и его отец. Возможно, что учителем его был Баутс. Работал в Антверпене (с 1491 мастер гильдии живописцев). Испытал влияние нидерландских мастеров XV в. Был знаком с произведениями Дюрера и Леонардо да Винчи. Творчество Массейса отражает тот этап нидерландского искусства, когда мастера решительно обновляют традиционный тип алтарных композиций, ищут новые темы и жанры, когда влияние итальянского Ренессанса сказывается все очевиднее. Все известные работы Массейса исполнены уже в нач. XVI в. Одна из первых — триптих Алтарь Св.

Анны (1509, Брюссель, Королевский музей изящных искусств), посвященный жизни родителей Девы Марии. В картине преобладают женские и детские фигуры, что усиливает лиризм произведения, отличающегося гармонической уравновешенностью композиции и колорита. С особой задушевностью, мягким юмором изображены дети, ведущие себя очень живо и непосредственно. Иное настроение царит в картине "Се Человек" (ок. 1515, Мадрид, Прадо). Неглубокое пространство перед крыльцом, на которое выведен измученный обнаженный Христос, плотно заполняют беснующиеся люди с уродливыми лицами. Тут ощутимо явное воздействие образов Босха. Подчеркнутая диагональ барьера крыльца делает всю композицию крайне неустойчивой, усиливая острый драматизм сцены.

Лирика и гротеск встречаются у художника не только в развернутых многофигурных композициях, но и в отдельных образах, например, в профильном, почти шаржированном Портрете старика (1513, Париж, Музей Жакмар-Андре) и в печальной Марии Магдалине (Антверпен, Королевский музей изящных искусств). Глубину душевных переживаний Марии Магдалины помогает ощутить тонко проработанная светотень, заставляющая вспомнить о знаменитом "сфумато" Леонардо да Винчи. Такой же духовной содержательности достигал Массейс и в жанре светского портрета. Славятся его изображения современников-гуманистов — Эразм Роттердамский (1517, Рим, Нац. Галерея) и Петр Эгидий (1517, Лонгфорд-Кастл, Англия). Стремясь к более всестороннему раскрытию образов ученых мужей, художник индивидуализирует позы и жесты, придает духовную значимость интерьеру и предметам обстановки.

Совсем другие аспекты человеческой натуры показаны в жанровой картине Меняла с женой (1514, Париж, Лувр). Впервые в европейском искусстве, без какого-либо портретного или религиозного опосредования, представлена современная художнику бытовая сцена, где чрезвычайно выразительны образы обоих персонажей — занятого своим делом менялы с его точно схваченным профессиональным жестом и благочестивой жены, листающей молитвенник, одновременно бросая взгляд на монеты. Выпуклое зеркало, в котором отражается улица, расширяет пространство картины, вводя в нее мир городской жизни, где сребролюбие и благочестие сочетаются столь же противоречиво, как и в семейном интерьере. Разнонаправленное и многообразное творчество Массейса оказало значительное влияние на живопись современников не только в Нидерландах, но и в Германии.Лит.

Friedlander M. Quentin Massys. Leyden, 1971. Silver L. Paintings of Quinten Massys, with Catalogue Raisonne. Oxford, 1984..

Значения в других словарях
Марторель

, Бернардо (Martorell, Bernardo) 1400, Сан Селони — 1452, Барселона. Испанский живописец, миниатюрист. Творческая активность между 1427—1452 связана с Барселоной, где он пользовался широкой известностью, имел большую мастерскую, которая исполняла также эскизы для витражей, скульптуры, тканей, гербов, мебели. Обширный круг заказчиков составляли ремесленные и купеческие гильдии и корпорации города. Марторель был последователем и, возможно, учеником каталонского художника Луиса Боррассы, представит..

Масип

, Висенте Хуан (Masip, Vicente Juan) Ок. 1475, Сегорбия — 1550, Валенсия. Испанский художник. Мастер валенсийской школы. Его творчество является наглядным примером всех фаз развития Ренессанса в Испании. В отличие от многих своих современников Масип никогда не покидал пределы Испании, он воспринимал все новшества через "вторые руки". Но его произведения оказались более прогрессивными, чем у обычных подражателей. Предположительно Висенте Масип родился в окрестностях Сеговии, здесь были выполнены ..

Массон

, Андре (Masson, Andre) 1896, Балиньи, Уаза — 1987, Париж. Французский художник. Представитель сюрреализма. Отроческие и юношеские годы провел в Брюсселе, учился в Королевской академии художеств у К. Монтальда. В 1912 переехал в Париж, где посещал Школу изящных искусств, обучался также технике фресковой живописи у П. А. Бодуэна. В 1914 совершил путешествие по Италии и Швейцарии, затем был мобилизован и отправлен на фронт. В 1917 получил тяжелое ранение, сопровождавшееся психическим срывом. Переж..

Мастер Литомержицкого Алтаря

(Mistr Litomerickeho oltare) Анонимный чешский живописец, названный так по одному из главных своих созданий — многочастному алтарю церкви в г. Литомержице. Точных данных о времени, месте рождения и смерти мастера не имеется. Известно, что в 1490-е он начал обучение в мастерской другого чешского анонима — мастера Крживоклятского алтаря. После этого совершал образовательные поездки в Германию (Швабию), а также в Дунайские и Альпийские области. Предполагают, что он мог побывать в Северной Италии и ..

Дополнительный поиск Массейс Массейс

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Массейс" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Массейс, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 7 символа