Мастер Литомержицкого Алтаря

180

(Mistr Litomerickeho oltare) Анонимный чешский живописец, названный так по одному из главных своих созданий — многочастному алтарю церкви в г. Литомержице. Точных данных о времени, месте рождения и смерти мастера не имеется. Известно, что в 1490-е он начал обучение в мастерской другого чешского анонима — мастера Крживоклятского алтаря. После этого совершал образовательные поездки в Германию (Швабию), а также в Дунайские и Альпийские области. Предполагают, что он мог побывать в Северной Италии и даже в Венеции. Результатом этих поездок было знакомство с искусством мастеров итальянского Возрождения, что много значило для последующего творчества чешского живописца. По возвращении на родину он основал собственную мастерскую в Праге, где и было создано его первое значительное произведение — Литомержицкий алтарь (нач.

1500-х, Литомержице, Музей и Деканская церковь). Внутренние створки алтаря, сохранившегося не полностью, посвящены сценам из жизни Девы Марии, наружные — Страстям Христа. В центре внимания художника — полные внутреннего достоинства и благородства главные евангельские персонажи. Их позы спокойны, движения величавы и плавны, формы осязаемо пластичны. Отчетливо чередуются пространственные планы изображаемых мизансцен. Признаки нового, ренессансного подхода к решению картины здесь совершенно очевидны. При этом мастер еще не обладает знанием законов перспективы и светотени, а строит их чисто эмпирическим путем. Всего через несколько лет исполнена следующая работа — Страговский алтарь (ок. 1505, Прага, Нац. Галерея), от которого сохранились только три створки.

Фигуры обретают еще большую величавость и эпическую значительность. Колорит, как и в предыдущем алтаре, ярок и звучен. Он основан на доминировании крупных пятен насыщенного красного и синего цветов, которым подчинены дополнительные оттенки и полутона. Творчеству мастера Литомержицкого алтаря приписывают и один из самых ранних станковых портретов Чехии — Альбрехта из Коловрат (1506, Меерсбург, частное собрание). При полном отсутствии опыта работы в подобном жанре художник смог создать целостный и убедительный образ властного магната и политического деятеля Чехии. Портретируемый изображен погрудно, в фас. Пристальный взгляд, твердо сжатые губы, суровая складка у рта создают образ резкого, целеустремленного человека.

Свойственные портрету суховатая и жесткая манера письма, некоторая угловатость и плоскостность представляются здесь вполне подходящими для характеристики образа. Литомержицкий мастер работал и как монументалист. Примерно в 1507—1508 им вместе с несколькими помощниками исполнены фрески верхнего яруса капеллы Св. Вацлава в соборе Св. Вита в Праге. Роспись, посвященная изображению национального святого Чехии, стала вершиной творчества художника. Собственная манера живописца ярче всего выявляется во фреске западной стены капеллы, где изображены сцены приезда и встречи св. Вацлава на имперском сейме. Они трактованы как реальные события. Монументальность фигур, ясность ритмического построения, мощная пластика формы — все эти особенности творческой манеры мастера достигли здесь наивысшего выражения.

Изображая свиту императора и Вацлава, художник создает галерею современников — портретные образы сильных, властных, полных достоинства людей эпохи Возрождения. Творчество мастера Литомержицкого алтаря сыграло важную роль в развитии чешского искусства. Преодолевая устаревшие нормы средневековой концепции, он заложил основы нового, ренессансного мировосприятия.Лит. Pesina. J. Mistr litomericky. Praha, 1958..

Значения в других словарях
Массейс

(МЕТСЕЙС), Квинтен (Квентин) (Massys <Metsys>, Quinten <Quentin>) 1465/1466, Лувен — 1530, Антверпен. Нидерландский живописец. Молодые годы провел в Лувене, где, согласно легенде, был кузнецом, как и его отец. Возможно, что учителем его был Баутс. Работал в Антверпене (с 1491 мастер гильдии живописцев). Испытал влияние нидерландских мастеров XV в. Был знаком с произведениями Дюрера и Леонардо да Винчи. Творчество Массейса отражает тот этап нидерландского искусства, когда мастера реши..

Массон

, Андре (Masson, Andre) 1896, Балиньи, Уаза — 1987, Париж. Французский художник. Представитель сюрреализма. Отроческие и юношеские годы провел в Брюсселе, учился в Королевской академии художеств у К. Монтальда. В 1912 переехал в Париж, где посещал Школу изящных искусств, обучался также технике фресковой живописи у П. А. Бодуэна. В 1914 совершил путешествие по Италии и Швейцарии, затем был мобилизован и отправлен на фронт. В 1917 получил тяжелое ранение, сопровождавшееся психическим срывом. Переж..

Мастер Св. Франциска

(Maestro di San Francesco) Авторство обширного, состоящего из 28 больших композиций цикла Жизнь св. Франциска, украшающих нижнюю часть стен в верхней церкви двухъярусной базилики Сан Франческо в Ассизи, до сих пор остается спорным. Ряд исследователей, ссылаясь на Хронику Риккобальдо Феррарезе (1312), упоминающего, что в Ассизи работал Джотто, приписывают цикл ему. Но большинство исследователей, ссылаясь на то, что написанный ок. 1297—1299 цикл отделяют от росписей Джотто в капелле дель Арена в П..

Мастер Теодорик

(Mistr Theodorik, Theodorik) Чешский живописец 1340—1370-х. Работал в Праге. Руководил живописной мастерской при дворе императора Священной Римской империи и чешского короля Карла IV. Упоминается в 1348 как "первый мастер" пражского цеха художников. В свите императора совершил поездку в Рим через Венецию. Главное творческое дело Теодорика — украшение ряда храмов в загородной королевской резиденции Карлштейн близ Праги. Росписи церкви Девы Марии, посвященные житию св. Вацлава, плохо сохранились. ..

Дополнительный поиск Мастер Литомержицкого Алтаря Мастер Литомержицкого Алтаря

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мастер Литомержицкого Алтаря" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мастер Литомержицкого Алтаря, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 28 символа