Матта

176

, Роберто (Matta, Roberto), наст. Имя Себастьян Матта Эчауррен Род. 1911, Сантьяго. Французский художник чилийского происхождения. В 1926—1932 учился на архитектурном факультете Католического университета Сантьяго. В 1933—1936 путешествовал по Англии, Греции, Югославии, Италии и другим странам. Прибыв в Париж в 1937, принимал участие в возведении и оформлении Испанского павильона на Всемирной выставке. В 1938 сблизился с сюрреалистами, начал заниматься живописью. В полотнах Матта, "визуальных аналогах душевных состояний", перепады цветонасыщенности и плотности красочного слоя, чередования грузных объемов и прозрачных парящих форм создают аритмию коротких сильных напряжений и протяжных расслаблений (Морфология желания, 1938.

Внутренний пейзаж, 1939. Нашествие ночи, 1941. Все — Сан-Франциско, Музей современного искусства). Разноцветные туманности, яркие пятна и свечения, биоморфные и кристаллические вкрапления метафорически соотносятся с различными физическими и психическими процессами. В 1939—1948 Матта жил в Нью-Йорке, где быстро включился в художественную жизнь. Его эстетические воззрения и живописные приемы оказали значительное воздействие на становление нью-йоркской школы абстрактного экспрессионизма. В крупномасштабных полотнах американского периода многомерное пространство заполнено рудиментарными формами, то растворяющимися в далевом атмосферном мареве, то наплывающими друг на друга как в двойной экспозиции, то обретающими отчетливые контуры (Годы страха, 1941—1942, Нью-Йорк, Музей С.

Гуггенхейма. Год 44, 1942, Берлин, Нац. Галерея. Головокружение Эроса, 1944. Оникс Электры, 1944. Обе — Нью-Йорк, Музей современного искусства. Пространство рентгеновских излучений и эго, 1945, Париж, Нац. Музей современного искусства). С сер. 1940-х психоморфный космос Матта претерпевает существенные изменения, включая в себя образ человека и созданной им среды обитания. В таких программных работах, как Быть причастным (1945, Париж, частное собрание), Знание, сознание и терпение (1944, Париж, частное собрание), Как всегда (1947, Амстердам, Музей Стеделийк), среди вегетативных и зооморфных форм появляются гуманоидные существа, слившиеся с техническими приборами, лабораторным оборудованием, архитектурными элементами.

В 1949 Матта поселился в Риме, где оставался до 1954, часто навещая Париж. Вернувшись во Францию, продолжал много путешествовать. В 1950—1970-х неоднократно посещал разные страны Европы, Латинской Америки, Ближнего Востока, Африки. Жил поочередно в Париже и Тарквинии, близ Рима. В картинах 1950—1970-х мир неоновых огней, электрических вспышек, летательных аппаратов, роботов, телекоммуникаций вторгается в природную органику, образуя с ней невероятные сращения (Сферический купол над племенем. Револьверы, 1957. Власть хаоса, 1964—1965, обе — Париж, Нац. Музей современного искусства). Симбиоз человека и машины, биотехноидный универсум научной фантастики в картинах Матта преисполнен иронии, сарказма и мрачных футурологических прогнозов.

Эпоха сверхскоростей, ядерной энергии, генной инженерии и информационных технологий, наполненная дерзкими изобретениями и сказочными событиями, вынашивает в себе грядущую катастрофу. Считая себя ангажированным художником и гражданином мира, Матта ряд картин посвятил злободневным общественным проблемам. Войне в Алжире, войне во Вьетнаме, пацифистским и экологическим движениям, судьбам народов Африки. Крупномасштабные полотна нередко объединяются в тематические циклы, которые при экспонировании образуют своего рода живописное окружение или монументальный ансамбль (Пространство рода, 21 картина, 1959—1968). В работах 1970—1980-х, наполненных мифологическими персонажами, тотемами, имиджами массового искусства, историческими и культурными аллюзиями, заметно сближение с тенденциями постмодернизма.

Художник занимался также скульптурой, графикой, сценографией, прикладным искусством.Лит. Matta. Entretiens morphologiques. London. Paris, 1988. Schuster J. Developements sur l’infrar’ealisme de Matta. Paris, 1970. Matta. Catalogue. Paris, 1985. Matta / Hrsg. Von W. Schmied. Munchen, 1991..

Значения в других словарях
Матейко

, Ян (Matejko, Jan) 1838, Краков — 1893, Краков. Польский живописец. Учился в Школе изящных искусств в Кракове (1852—1858) у В. К. Статлера и В. Лущкевича, в Академиях художеств Мюнхена (1859) и Вены (1860). Работал в основном в Кракове. Неоднократно посещал Францию, бывал в Италии, Турции и Австрии. Директор Школы изящных искусств в Кракове (с 1873). Исторический живописец и портретист. Тематика работ связана с судьбами родной страны, размышлениями об утраченной национальной независимости, о пр..

Матисс

, Анри (Matisse, Henri) 1869, Ле Като-Камбрези, Сев. Франция — 1954, Ницца. Французский художник. Получив диплом юриста, работал в Сен-Кантене адвокатом (1889—1891). Рисовать начал в 1890. В 1891 приехал в Париж, где учился сначала в Академии Жюлиана, затем в Школе декоративных искусств (1892) и Школе изящных искусств в мастерской Густава Моро (1893—1899). В период обучения много работал над копиями в Лувре. В ранних натюрмортах подражал мастерам классической живописи, особенно Шардену (Бутылка ..

Маттеини

, Теодоро (Matteini, Theodoro) 1754, Пистойя — 1831, Венеция. Итальянский живописец эпохи неоклассицизма. Учился у своего отца. В Риме — у П. Батони и Д. Корви, с 1794 работал во Флоренции, с 1800 — в Милане, посетил Бергамо. С 1802 жил в Венеции, где был профессором Академии художеств по классу живописи (с 1807) и имел много учеников. Вместе с президентом Академии Леопольдо Чиконьярой в значительной степени содействовал улучшению системы преподавания. Работал в жанре исторической живописи, но и..

Матьё

, Жорж (Mathieu, Georges) Род. 1921, Булонь-сюр-Мер. Французский художник. Представитель абстракционизма. Начал заниматься живописью в 1942, к 1944 относятся первые абстрактные работы. В 1949 написал теоретическое сочинение Мистика нонфигуративности. С 1950 работал в стремительной импульсивной манере, став одним из инициаторов направления лирической абстракции (ташизма) и информального искусства. Характерный прием Матьё — выдавливание краски из тюбика на холст с последующей частичной растушевкой..

Дополнительный поиск Матта Матта

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Матта" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Матта, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 5 символа