Маульберч

221

, Франц Антон (Maulbertsch, Franz Anton) 1724, Лангенарген, у Боденского озера — 1796, Вена. Австрийский живописец, рисовальщик, гравер. Учился у отца, провинциального живописца А. Маульберча. С 1739 учился в Вене, в Академии художеств, у К. Фристера и Я. Ван Шуппена. Работал во многих городах Чехии, Словакии, Венгрии, Вене, Дрездене, Инсбруке (1775—1776). С 1759 — член венской Академии художеств, с 1770 — профессор. С 1789 — профессор берлинской Академии. Писал алтарные образы, станковые картины аллегорического и светского содержания, исполнил большое количество монументальных росписей. В станковых произведениях часто ставил вместо подписи свой авторский знак — изображение веток тутового дерева. Начал работать в Лангенаргене, где в сер.

1740-х исполнял алтарные образы для церквей. Ранние самостоятельно документированные произведения относятся к 1748—1749. О сложившейся манере Маульберча как мастера барокко свидетельствуют росписи церкви Св. Михаила в Вене (1748—1749), алтарные образы Поклонение волхвов (Бодензее, Музей), Св. Непомук, раздающий милостыню (1748—1749, Бремен, Кунстхалле), Обрезание Христа (1748—1749, Будапешт, Музей изобразительных искусств), полотно Жертвоприношение Ифигении (1750, Варшава, Нац. Галерея). Диагональное построение композиции в вертикально удлиненном пространстве картин, темный фон, на котором светом резко выделены фигуры главных персонажей, эскизный экспрессивный мазок вносят драматические ноты в эти работы художника.

Великолепный дар Маульберча как художника-декоратора, его интерес к колориту венецианских мастеров проявился в полотнах Юдифь с головой Олоферна (1750-е, Москва, Гос. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), Сусанна и старцы (ок. 1750, Вена, Галерея австрийской живописи). В широкой, динамичной манере написаны обычно и эскизы, и порой по свободе кисти и легкости рисунка они превосходят законченные композиции (Крещение евнуха апостолом Филиппом, ок. 1750, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). Поисками более строгой, упорядоченной композиции отмечены алтарные образы Св. Родня (1752—1753, Вена, Галерея австрийской живописи) и Елизарий и Ревекка (1752—1753, Брно, Музей искусств), в которых проявились также богатая фантазия художника, его умение передавать переживания героев, превращать библейский сюжет в волшебную сказку.

Без интереса к достоверной передаче среды и пленэра исполнены редкие в творчестве Маульберча картины на современные сюжеты (В мастерской художника, 1753—1754, Лоуренс, Музей университета штата Канзас, США. Концерт на открытом воздухе, 1753—1754, Балтимор, Музей искусств). Для его ранних монументальных росписей характерны светлый яркий колорит, иллюзорное перспективное пространство, небольшие, свободно парящие в нем фигуры (Сцены из жизни Христа, 1757—1758, Шюмег, приходская церковь. Сцены из истории чешского епископата, Кромержиж, Епископский замок). В поздних фресках обилие аллегорических и исторических персонажей, изображение сцен в пейзаже или включение их в виде небольших картин в неоклассический архитектурный декор, частое обращение к технике гризайли свидетельствуют о влиянии неоклассицизма (росписи дворца Хофбург, Вена.

Фрески Придворной капеллы на библейские сюжеты, 1773, Дьер, собор. Алтарные картины и фрески на сюжеты из Священного Писания, 1775—1776, Инсбрук. Аллегорические сцены, прославляющие богатства Тироля. Вена, Хофбург. Аллегорические сцены в библиотеке монастыря премострантов, прославляющие науки, 1794, Прага, Страгов). Столь же перегружены фигурами поздние станковые полотна на мифологические (Прометей с Пандорой и Фаэтоном, ок. 1788, Мюнхен, частное собрание), исторические (Кориолан в Риме, 1790—1793, Штутгарт, Гос. Художественная галерея) и аллегорические сюжеты (Аллегория Галиции, 1792, Вена, Галерея австрийской живописи). В алтарных образах 1760—1770-х контрасты света и тени выявлены менее драматично, более тонко и разнообразно разработаны тональные градации цветов.

Фигуры святых утрачивают прежнюю зыбкость и утрированную удлиненность пропорций, обретают большую конкретность. Неожиданно в позднем творчестве художника звучат названия полотен Кукольник (1785, Нюрнберг, Германский нац. Музей) и Солдатская сцена (1785—1786, Вена, Галерея австрийской живописи), в гротескной форме воспроизводящие сцены из современной народной жизни. Творчество Маульберча, крупнейшего мастера австрийского барокко, последовательно отразило изменения, происходившие в европейской культуре XVIII столетия.Лит. Либман М. Я. Немецкая живопись в музеях Советского Союза. М., 1972. Щербачева М. И. Эскиз Маульберча в Эрмитаже // Сообщения Гос. Эрмитажа. М., 1956. Вып. 10. Никулин Н. Н. Немецкая и австрийская живопись XVI—XVIII веков в Эрмитаже.

Л., 1989. Garas K. Franz Anton Maulbertsch. Budapest, 1960..

Значения в других словарях
Маттеини

, Теодоро (Matteini, Theodoro) 1754, Пистойя — 1831, Венеция. Итальянский живописец эпохи неоклассицизма. Учился у своего отца. В Риме — у П. Батони и Д. Корви, с 1794 работал во Флоренции, с 1800 — в Милане, посетил Бергамо. С 1802 жил в Венеции, где был профессором Академии художеств по классу живописи (с 1807) и имел много учеников. Вместе с президентом Академии Леопольдо Чиконьярой в значительной степени содействовал улучшению системы преподавания. Работал в жанре исторической живописи, но и..

Матьё

, Жорж (Mathieu, Georges) Род. 1921, Булонь-сюр-Мер. Французский художник. Представитель абстракционизма. Начал заниматься живописью в 1942, к 1944 относятся первые абстрактные работы. В 1949 написал теоретическое сочинение Мистика нонфигуративности. С 1950 работал в стремительной импульсивной манере, став одним из инициаторов направления лирической абстракции (ташизма) и информального искусства. Характерный прием Матьё — выдавливание краски из тюбика на холст с последующей частичной растушевкой..

Маффеи

, Франческо (Maffei, Francesco) Ок. 1605, Виченца — 1670, Падуя. Итальянский художник. Наряду с Д. Фетти, Б. Строцци, И. Лиссом играл значительную роль в живописи барокко XVII столетия. До 1630 работал в Виченце, затем, по-видимому, до 1638 — в Венеции. Учился у мастера по имени Перанда. Испытал влияние Паоло Веронезе и Якопо Бассано, соединив в своем индивидуальном стиле приемы этих крупных живописцев. О раннем периоде творчества (1620—1630-е) сохранилось мало достоверных сведений. Алтарные кар..

Мацца

, Джузеппе Мария (Mazza, Giuseppe Maria) 1653, Болонья — 1741, Венеция (?). Итальянский скульптор. Родом из Эмилии. Обучался у своего отца Камилло Мацца (1602—1672), эмилианского скульптора, работавшего в Болонье, Модене, Венеции (в церкви Санти Джованни э Паоло ему приписывается рельеф на сюжеты из жизни св. Доменико). Произведения Джузеппе Мария Мацца, работавшего в мраморе и дереве, отличаются живостью образов, фантазией, экспрессией ликов святых, подвижными контрапостами фигур, несколько сух..

Дополнительный поиск Маульберч Маульберч

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Маульберч" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Маульберч, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 9 символа