Никола Флорентинец

181

(Nikola Firentinac), наст. Имя предположительно Никколо ди Джованни Коккари (Niccolo di Giovanni Coccari) 1430-е, Флоренция — 1505, Шибеник, Далмация. Итальянский скульптор и архитектор, работавший большую часть жизни в городах Далматинского побережья Хорватии. Учился у Донателло (1440-е), далее, как полагают, сотрудничал с ним в работе над скульптурным оформлением церкви Сант Антонио в Падуе (1446—1450). В последующие годы, по-видимому, продолжал работать вместе с Донателло, а после смерти мастера приехал в Далмацию (в конце 1460-х). В качестве скульптора принимал участие в создании пластического декора капеллы Урсини в соборе города Трогир (1468—1497). Работы Николы Флорентинца следуют ренессансным традициям Донателло.

Стены капеллы украшают статуи стоящих святых и апостолов. Три из них принадлежат Флорентинцу. Это — апостолы Петр, Павел и Филипп. Помещенные в полукруглые ниши, увенчанные конхами, фигуры свободно и непринужденно располагаются в отведенном пространстве. При всем сходстве поз и жестов каждый держит в руке книгу, апостолы различаются и возрастом, и типом лица, и поворотом головы. Бородатый старец Павел углублен в раскрытую книгу и при этом опирается на мощный меч. Зрелый муж Филипп, прижимая книгу к сердцу, повернув голову, пристально вглядывается вдаль. Мастер искусно варьирует драпировки, придавая игре складок определенный драматизм. Столь же изобретательным художником показал себя Никола Флорентинец в пластической декорации нижнего яруса капеллы.

Своеобразный фризовый пояс поделен на прямоугольные поля, в которых представлены выходящие из решетчатых дверей фигурки путти с факелами (1468—1472). Мотив этот, символизирующий жизнь и смерть, известен по древнеримским саркофагам. В данном случае мастер стремился показать разнообразие детских образов, пленяющих своей непосредственностью. Движения, позы, повороты фигур не повторяются. Один выбегает из дверей, еле-еле удерживая факел наперевес, другой с трудом протискивается в приоткрытые врата. По-разному выявлены и характеры младенцев. Одни веселы и беззаботны, другие решительны, третьи боязливы. В этих работах Николы Флорентинца ясно выражены радостное мироощущение Ренессанса, вера в богатство и неисчерпаемость человеческих возможностей, что сказывается и в полнокровной пластике формы, и в материальности передачи реального мира.

В эти же годы скульптор создал несколько надгробий, в которых раскрылись новые грани его таланта. Особенно впечатляет рельеф Оплакивание, или Положение во гроб (1470-е), исполненный для надгробного памятника семейства Ципико в церкви Иоанна Крестителя в Трогире. Группа скорбящих склонилась над безжизненным телом Христа. В их лицах — горе и отчаяние. Особенно выразительна женская фигура на заднем плане. Всплеснув руками и закрыв глаза, она как будто испускает скорбный вопль. Меняется манера обработки камня. Гладкая и мягкая моделировка форм, спокойно круглящиеся объемы крепких детских тел в фигурах путти капеллы Урсини сменяют чередование высокого и низкого рельефа, резкие контрасты светотени, глубокие складки одежд, морщинистые лица.

Суровый трагизм образов вызывает в памяти работы Донателло последнего периода его жизни. В дальнейшем Никола Флорентинец работал главным образом как архитектор. В частности, он завершил строительство собора в Шибенике, трехлопастный фасад которого стал образцом для многих церковных сооружений Далмации того времени.Лит. Karaman Lj. Pregled umjetnosti u Dalmaciji. Zagreb, 1952..

Значения в других словарях
Неллер

, Годфри (Kneller, Godfrey) 1646 или 1649, Любек — 1723, Лондон. Английский живописец немецкого происхождения. Сын городского землемера. В 1660-х находился в Амстердаме, занимаясь у Ф. Бола, ученика Рембрандта, возможно, общался с великим мастером. До 1672 испытывал сильное влияние манеры своего учителя, затем продолжил образование в Италии. Посетил Неаполь, Венецию и Рим, где встречался с К. Маратти и Л. Бернини. Ок. 1675 поселился в Англии, сделав там головокружительную карьеру портретиста. Пе..

Нер

, Арт ван дер (Neer, Aert van der) 1603/1604, Горкум, близ Амстердама — 1677, Амстердам. Голландский живописец. Основатель и наиболее крупный мастер ночного, лунного пейэажа в голландской живописи XVII в. Жизнь ван дер Нера — трагедия непризнанного художника, произведения которого, прославившие позже его имя, при жизни не пользовались успехом. Ни должность управляющего у господина Аркела в Горкуме, ни коммерческая деятельность в Амстердаме (трактир и винная лавка) не принесли ему материального б..

Николсон

, Бен (Nicholson, Ben) 1894, Денхэм — 1982, Лондон. Английский живописец. Родился в семье известного художника Уильяма Николсона. В 1910—1911 обучался в Лондоне, в Художественной школе Слейда. Следующие несколько лет посвятил путешествиям по странам Европы и Америки. Всерьез начал заниматься живописью с 1920. Ранние работы — реалистические пейзажи и натюрморты. Знакомство с кубизмом отозвалось в живописи Николсона уплощением форм, пересечением встречных планов (натюрморт У "Кота в сапогах", 1932..

Новелли

, Пьетро Антонио (Novelli, Pietro Antonio) 1729, Венеция — 1804, Венеция. Итальянский живописец венецианской школы. Был не только художником, но и поэтом, членом Академии деи Гранелески. До 1747 занимался у Я. Амигони, с 1768 — член Академии художеств Венеции. Во время путешествия в Болонью (1770) увлекся живописью Гвидо Рени, затем А. Р. Менгса и П. Батони в Риме (1779—1781), где выполнял заказы местных аристократов. Подобно Ф. Маджотто (1738—1805), стал проводником неоклассицистических вкусов ..

Дополнительный поиск Никола Флорентинец Никола Флорентинец

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Никола Флорентинец" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Никола Флорентинец, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 18 символа