Овербек

217

, Иоганн Фридрих Overbeck, Johann Friedrich) 1789, Любек — 1869, Рим. Немецкий живописец, рисовальщик. Занимался сначала рисунком у Й. Пероу. Испытал влияние братьев Ф. И Й. Рипенхаузен и в манере их силуэтного рисунка копировал произведения старых мастеров. В 1806—1809 учился в венской Академии художеств. В 1809 вместе со своим другом Ф. Пфорром основал группу художников-назарейцев — Братство Св. Луки (Lucasbund), считался в дальнейшем его главой. С начала 1810 постоянно работал в Риме. Жил, как и другие назарейцы, в кельях монастыря Сан Исидоро в Риме. В 1813 принял католичество. В 1816 участвовал в создании "Манифеста" назарейцев. Согласно романтическим устремлениям художников, отвергающих академическую практику, в нем была провозглашена цель создания новогерманского религиозно-патриотического искусства, способного передать глубокое и искреннее религиозное чувство.

Значительную роль в его воспитании назарейцы отводили монументальным росписям, воскрешению старой классической техники фрески. Следование программе назарейцев обнаруживают уже ранние произведения Овербека. Суламифь и Мария (1812, Любек, Художественный музей), Въезд Христа в Иерусалим (1809—1829, Любек, Мариенкирхе), Италия и Германия (1811—1828, Мюнхен, Новая пинакотека). Согласно эстетическим взглядам художника, в искусстве существуют три направления. Путь приближения к натуре (Дюрер), к идеалу (Рафаэль) и фантазии (Микеланджело). Плавный контур, яркие, но приведенные к единой гармонии цвета, воздушные дали пейзажей в фонах свидетельствуют о поиске живописных идеалов в классическом немецком и итальянском искусстве.

В полотне Италия и Германия два женских образа в старонемецком и ренессансном одеяниях на фоне пейзажа олицетворяют традиции, идущие от Дюрера и Рафаэля. В первом воплощались для него как романтика национальное прошлое, старонемецкая культура, культ второго сложился под влиянием легенд Вакенродера и эссе Ф. Шлегеля. В этом произведении проявилось стремление назарейцев к утверждению своего национального пути в европейской культуре. В портретах Овербека присутствует заданный взгляд на модель. В рамках классицистической эстетики художник пытался соединить в них следование идеалу и натуре. Его любимым изречением было "модель убивает идею". Портреты Овербека всегда строго классичны по композиции и живописному решению.

Изображенные в них предстают в старонемецких костюмах (Ф. Пфорр, Мюнхен, Новая пинакотека) или в виде персонажей Св. Семейства (Автопортрет с женой и сыном, 1820, Любек, Художественный музей) на фоне ренессансной арки или у готического окна, сквозь которые открывается вид на пейзаж с тонкими изящными деревцами и воздушной дымкой, окутывающей горы. Излюбленный романтиками прием изображения модели в пейзаже обретает у Овербека характер стилизации, но в самой трактовке внутреннего мира портретируемого ощутимы романтические черты. В 1816—1817 художник наряду с другими назарейцами принимает участие в росписях палаццо Дзуккари (или Каза Бартольди) прусского консула С. Бартольди в Риме (все фрески с 1887 находятся в Берлине, в Гос.

Музеях, а картоны к ним — во Франкфурте-на-Майне, в Штеделевском институте искусств). В сценах из жизни св. Иосифа библейский сюжет призван играть морализаторскую роль. В отличие от предполагавших более драматическое развитие действия фресок Корнелиуса Овербек выбирает сцену сентиментального содержания. Художник трактует ее повествовательно, выделяет положительных и отрицательных персонажей, наделяя образ праведника Иосифа рафаэлевски мягкой грацией и подчеркивая достоверность исторического колорита. Как и в исполненных в палаццо Дзуккари росписях П. Корнелиуса, Шадова, Ф. Вейта, Ф. Кателя, тематика фресок Овербека полностью согласовывалась с эстетическими воззрениями назарейцев, мечтавших создать "новое религиозно-патриотическое искусство", возродить национальную классическую традицию.

В 1818—1828 вместе с другими художниками (П. Корнелиус, Ф. Хорни, Ю. Шнорр фон Карольсфельд, Й. А. Кох, И. Фон Фюрих) Овербек принял участие в украшении росписями на сюжеты из произведений Тассо, Ариосто и Данте трех залов казино в парке виллы принца К. Массимо. В пяти фресках Овербека на сюжеты из Освобожденного Иерусалима Тассо сказалось влияние росписей Пинтуриккио и Перуджино в Ватикане. Поэтичные виды умбрийского пейзажа тонко согласуются с рыцарской фантастической тематикой сцен, естественным окружением парка, панорама которого открывается сквозь окна садового павильона. Поздние произведения художника — цикл полотен Семь таинств (Таинство крещения, Мюнхен, Новая пинакотека), Таинство покаяния (Санкт-Петербург, Гос.

Эрмитаж) были исполнены в 1857—1862 и предназначались, по-видимому, для перенесения в монументальную живопись или для шпалер. Призванные передать глубокое религиозное чувство, сцены лишены непосредственности ранних работ художника, тяготея к более поверхностному толкованию в духе бытовой живописи середины века. В программном для позднего творчества художника полотне Торжество религии в искусстве (1840, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств) композиция уподоблена ренессансному алтарному образу. С присущей полотнам Рафаэля четкой симметрией в размещении фигур Овербек помещает в центре Мадонну и коленопреклоненные фигуры Дюрера и Рафаэля. Два художественных кумира назарейцев почтительно, подобно самому Овербеку, приносят в дар Мадонне свое полное высоких духовных идеалов искусство.

Метод реконструкции классического идеала, жанризация исторической живописи в творчестве художника отразили характерные тенденции европейского искусства (1830—1840-х). Выразив эстетические взгляды ранних немецких романтиков, творчество Овербека оказало влияние на многих немецких (В. Каульбах, Э. Фон Гебхардт, Э. Дегер, Э. Бендеман, А. Мюллер) и европейских мастеров XIX в.Лит. Heise C. G. Overbeck und sein Kreis. Munchen, 1928. Keith A. Nazareni. Milano, 1967. I Nazareni a Roma. Galleria Nazionale d’arte moderna. Catalogo. Roma, 1981. Johann Friedrich Overbeck. 1789—1869. Zur Geburtstages Ausstellung. Lubeck, 1989..

Значения в других словарях
Нонел Монтуриал

, Изидре (Nonell Monterial, Isidre) 1873, Барселона — 1911, Барселона. Испанский живописец, рисовальщик. Учился в Школе изящных искусств Льоджи (окончил в 1893), в 1897 совершил поездку в Париж. Входил в группировки барселонских художников "Элс Куатр Гатс" ("Четыре кота"), "Колья дель Сафра" ("Шафрановая группа"). Работал в Барселоне. Обращался к социальной тематике, особенно в рисунках с элементами карикатуры. Искусство Нонела, оригинально переработавшее запоздалое на каталонской почве влияние ..

Нэш

, Пол (Nash, Paul) 1889, Лондон — 1946, Боскомб, Хемпшир. Английский живописец, график, дизайнер. В 1910 короткое время обучался в лондонской Слейд скул, но систематического художественного образования не получил. Начинал свою деятельность как рисовальщик и гравер, продолжавший традицию английской иллюстрации XIX в. В период Первой мировой войны был призван на фронт в качестве официального военного рисовальщика. Запечатленные им картины разрушений, изуродованных бомбами пейзажей составили серию ..

Озанфан

, Амеде (Ozenfant, Amedee) 1886, Сен-Кантен — 1966, Канн. Французский художник и теоретик искусства. Учился в художественной школе Сен-Кантена. В 1906 приехал в Париж, где обучался архитектуре и живописи в академии "Ля Палет". В 1910—1912 совершил поездки в Россию, Италию, Бельгию, Голландию. В 1915—1917 издавал журнал Элан (Порыв). Совместно с Ш. Э. Жаннере (Ле Корбюзье) написал брошюру После кубизма (1918), которая стала манифестом нового направления — пуризма. Его инициаторы считали, что живо..

Оливер

Исаак (Айзек) (Oliver, Isaac). 1555/1556, Руан (?) - 1617, Лондон. Английский художник-миниатюрист и рисовальщик, француз по происхождению. Приехал в Англию в 1568 вместе с родителями-гугенотами, бежавшими от преследований. Учился миниатюре у Хиллиарда, но, вероятно, получил определенное художественное образование, будучи еще на континенте. Об этом говорит высокий профессионализм уже первых миниатюр, а также рисунки 1590-х на библейские темы, свидетельствующие о знакомстве мастера с художниками ..

Дополнительный поиск Овербек Овербек

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Овербек" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Овербек, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 7 символа