Пантоха де ла Крус

193

, Хуан (Pantoja de la Cruz, Juan) 1533, Вальядолид — 1608, Мадрид. Испанский живописец. Мастер придворного портрета. Учился у А. Санчеса Коэльо, работал в его мастерской, копировал его работы. Испытал влияние Тициана, А. Мора, позднеманьеристического европейского портрета. Работал в Мадриде, Вальядолиде, сопровождая переехавший туда в 1602—1606 двор, в Эскориале, Лерме, Мадригале, Бургосе, Толедо. После смерти А. Санчеса Коэльо получил почетное место личного художника короля Филиппа II, а с 1598 — Филиппа III. До этой даты составить представление о жизни и деятельности мастера значительно сложнее, нежели в последующие годы, от которых в дворцовых архивах сохранились конкретные сведения и счета, а также завещание 1608, свидетельствующее об огромном объеме работ, о множестве заказов различного характера.

Пантоха создавал для церковных алтарей религиозные композиции, где использовал, возможно, под влиянием молодого Ф. Рибальты, эффекты светотени, ночного освещения, созвучные распространенной в Испании живописи караваджизма (Св. Августин и Св. Николай Толентийский, 1601, для коллекции Марии де Арагон в Мадриде. Рождество Девы Марии, 1603. Рождество Христа, 1603. Непорочное зачатие, 1603, все — Мадрид, Прадо), натюрморты с жанровыми мотивами (бодегоны, не сохранились), декоративное оформление дворцовых празднеств и маскарадов, эскизы произведений скульптуры, в т. Ч. Для бронзовой конной статуи Филиппа III на пласа Майор в Мадриде (итальянские скульпторы Дж. Да Болонья и П. Такка). Входил в круг испанской художественной элиты, среди его почитателей — Лопе де Вега и Ф.

Кеведо. Вероятно, был знаком с Эль Греко, Ф. Рибальтой, а в 1603 с Рубенсом, посетившим Испанию. О его высоком профессионализме свидетельствует последний крупный заказ 1607, связанный с восстановлением портретной галереи Габсбургов, созданной Тицианом, А. Мором, Софонисбой Ангисшолой и пострадавшей при пожаре загородного дворца Эль Пардо в 1604. Эти работы испанца, в ту пору возглавлявшего большую мастерскую, оставались, судя по описаниям, во дворце до 1703, их дальнейшая судьба неизвестна. Таков был удел и многих других произведений Пантохи, о существовании которых можно судить только по документам. Практика повторений и копий портретов, посылаемых ко дворам Германии, Фландрии, Англии, затрудняющая установление авторства, датировки и точной идентификации изображенных лиц, породила немало сложностей в изучении наследия Пантохи, как и всего испанского придворного портрета XVI в., лишь в последние годы привлекшего углубленное внимание исследователей.

В ранний период творчества (1580—1590) Пантоха был тесно связан с традициями А. Санчеса Коэльо, создателя испанского придворного портрета с его изобразительными приемами возвеличения и идеализации социально значимой модели и вместе с тем отличавшегося объективной тонкостью сходства, портретной достоверностью подчас заурядного и малопривлекательного лица. Представленные во весь рост или поколенно статичные фигуры в однотипных позах, с однообразными жестами и аксессуарами, облаченные в великолепные костюмы с тщательно выписанными драгоценными деталями, отмечены печатью величавого бесстрастия. К произведениям Пантохи 1580-х принадлежит группа портретов семейства Перштейн и де Арагон в чешском собрании замка Роудниц (ныне Нелотовес близ Роудница), атрибуции которых вызывают немало разногласий.

Уступая своему учителю в живописной одаренности, Пантоха обогащает памятно-репрезентативную функцию портрета новыми приемами. Изменением композиции с приближением крупных фигур к передней плоскости холста и расширением пространства фона, введением торжественных декоративных мотивов (занавеса, элементов архитектуры), повышенной роскошью костюма. Однако задача возвеличивания модели не препятствует точному и объективному ощущению художником конкретной натуры. Работая в Эскориале в 1590-е, Пантоха создает портреты наследника престола инфанта Филиппа (1590—1592, 1594, Вена, Музей истории искусства), его же в облике монарха (Портрет Филиппа III, 1606, Мадрид, Прадо) и особенно известный Портрет Филиппа II (1590-е, Эскориал, библиотека), при всей его репрезентативности — образ старческой немощи.

Среди произведений Пантохи существует небольшая группа более камерных погрудных портретов, выходящих за рамки придворного канона и более глубоко раскрывающих характер, внутреннюю жизнь незаурядной человеческой личности — сидящий за рукописью, обдумывающий свои мысли ученый и писатель падре Сигуэнса, первый хранитель эскориальной библиотеки (1601, Эскориал, библиотека). Возможно, ректор Коллегии Марии де Арагон Эрнандо Рохас с живым выражением лица (1595), рыцарь ордена Сант Яго (1601, оба — Мадрид, Прадо), в утонченном облике которого сказалась возможная зависимость Пантохи от портретов Эль Греко, в ту пору широко известных в испанском обществе. Однако общая тенденция работ Пантохи кон. 1590 — первых лет XVII в.

Состояла в усилении торжественности, изысканной декоративности образа. Особую роль приобретают уравновешенность несколько геометризированной композиции, обобщенный ритм линий сочетается с дробностью мельчайших, написанных рукой миниатюриста (известно, что мастер обращался и к портретной миниатюре) деталей драгоценных украшений, узорчатого орнамента, огромных гофрированных воротников, вошедших в моду (портреты испанских наместников Нидерландов Изабеллы Клары Евгении, сер. 1590-х, эрцгерцога Альберта, 1599, Мадрид, Прадо. Королевы Марианны Австрийской, супруги Филиппа III, 1605, Лондон, Бакингемский дворец. Хьюстон, Музей. 1606, Мадрид, Прадо. Сантьяго де Куба, Музей Бакарди). К числу выразительных произведений мастера принадлежит единственно достоверный в наших собраниях портрет дона Диего де Вильямайора (1605, Санкт-Петербург, Гос.

Эрмитаж). Архаичность и условность приемов с развернутой на плоскости полуфигурой юного гранда, выражение холодной замкнутости отталкивающе неприятного лица с чертами дегенерации создают запоминающийся образ, словно сошедший со страниц испанской истории. В творчестве Пантохи де ла Крус, сыгравшего значительную роль в развитии национальной живописи, отразилась проблема сложения типа сословного портрета, возникшего в Европе на маньеристической основе и переходного к эпохе барокко. Портрет этого типа сочетал в противоречивом единстве физиономическую точность и узорчатую плоскостную условность, конкретность реалий и рафинированность придворной культуры. В произведениях учеников и последователей Пантохи резко усилились заметные уже и у самого мастера черты внешней декоративности.

Решительное обновление испанского портрета наступило в XVII столетии.Лит. Каганэ Л. Л. Хуан Пантоха де ла Крус. Л., 1969. Kushe M. Pantoja de la Cruz. Madrid, 1964. Breuer-Hermann S. Alonso Sanchez Coello y el retrato en la corte de Felippe II. Museo del Prado. Madrid, 1990..

Значения в других словарях
Пальма Веккио

, Якопо (Palma Vecchio, Jacopo), наст. Имя Якопо Негретти (Нигретти) Ок. 1480, Серинальта — 1528, Венеция. Итальянский живописец, мастер венецианской школы. Работал в Венеции. Уроженец округа города Бергамо — самой западной части венецианских владений в Северной Италии, — Пальма Веккио сформировался как живописец в Венеции. В 1510—1520-х был самой заметной фигурой венецианской школы после Тициана. Ранние работы Пальмы Веккио (Мадонна, ок. 1506, Берлин, Гос. Музеи. Мадонна со святыми, ок. 1508—15..

Паннини

, Джованни Паоло (Pannini, Giovanni Paolo) 1691, Пьяченца — 1765, Рим. Итальянский живописец, декоратор, рисовальщик. Работал в Болонье, Парме, с 1711 — в Риме. В Пьяченце обучался у декоратора-перспективиста Ф. Галли Бибиены, затем у Дж. Гизольфи, одним из первых обратившегося к написанию пейзажей с античными руинами. В юности увлекался изучением законов перспективы (в Гор. Библиотеке Пьяченцы хранятся рисунки Паннини к трактатам о перспективе итальянских авторов). Художественное образование пр..

Парет-и-Алькасар

, Луис (Paret y Alcazar, Luis) 1746, Мадрид — 1797, Мадрид. Испанский живописец и рисовальщик. Учился в Академии Сан Фернандо в Мадриде. Благодаря покровительству инфанта дона Луиса де Бурбона совершил длительную поездку в Италию, где расширил свое художественное и гуманитарное образование, изучил греческий и латинский языки. Испытал влияние французского искусства позднего рококо, особенно в творческом общении с посетившим Мадрид Ш. Де ла Траверсе, учеником Ф. Буше. С 1770 исполнял заказы короля..

Парлер

, Петер (Parler, Peter), в Чехии — ПАРЛЕРЖ, Петр (Parler, Petr) 1330/1332, Кёльн или Швабиш-Гмюнд — 1399, Прага. Немецко-чешский архитектор и скульптор. Учился у отца, архитектора Генриха Парлера, работая под его руководством на строительстве церкви Св. Креста в Швабиш-Гмюнде. С 1356 возглавил большую мастерскую по сооружению и украшению скульптурой собора Св. Вита в Праге. Помимо ряда капелл собора с надгробиями королей из династии Пржемысловичей (1370-е) им сооружен трифорий хора, украшенный п..

Дополнительный поиск Пантоха де ла Крус Пантоха де ла Крус

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Пантоха де ла Крус" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Пантоха де ла Крус, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 18 символа