Переда

170

, Антонио де (Pereda, Antonio de) 1608, Вальядолид — 1678, Мадрид. Испанский живописец. Происходил из семьи малоизвестного художника. Учился у П. Куэваса, опытного педагога, в Мадриде. Испытал влияние Риберы и Веласкеса. Работал в Мадриде. Писал картины на исторические (Взятие Генуи маркизом Санта Крус, 1634, Мадрид, Прадо, для зала Королевств во дворце Буэн-Ретиро в Мадриде) и на религиозные сюжеты (Благовещение, 1637. Освобождение апостола Петра из темницы. Св. Иероним, все — Мадрид, Прадо. Св. Доминик в Сориано, ок. 1655, Мадрид, Музей Серральбо). Внимание Переды к вещам, окружающим человека, сделало его первоклассным мастером натюрморта, тяготеющего к нарядности и безупречной передаче многочисленных, как правило, дорогих, тесно составленных предметов (Натюрморт с поставцом, Санкт-Петербург, Гос.

Эрмитаж). По традиции парным к этому натюрморту считается Натюрморт с часами (1652, Москва, Гос. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Однако после экспонирования московского полотна на выставке европейского натюрморта в 1978 в Бордо возникли сомнения в его принадлежности кисти Переды, что требует тщательного специального изучения. Мотив изображенных здесь часов — образ беспощадного времени — и морских раковин как внешней оболочки ушедшей жизни сближает натюрморт Гос. Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина с жанром аллегорических картин Vanitas, где мир вещей, олицетворяющий богатство, власть, знатность, разнообразную человеческую деятельность (монеты, украшения, папская тиара, оружие, книги, лавровый венок, театральные маски, ноты), символизирует бренность земного бытия.

Жанр Vanitas, допускавший множество вариантов и сюжетных связей (центром его развития в XVII в. Был голландский город Лейден), укоренился в творчестве Переды и других испанских мастеров 2-й пол. XVII в. Значительная роль в нем принадлежала изречениям дидактического характера. В аллегории Переды Сон рыцаря (или Жизнь есть сон, Мадрид, Академия Сан Фернандо) над спящим юношей ангел держит ленту с надписью по-латыни. "Земное подобно стреле, оно летит быстро и убивает". В Vanitas (Вена, Музей истории искусства), где фигура крылатого ангела господствует над предметами, подчиненными символике иносказаний, под изображением черепа начертано "Nil omne" ("Все ничто").Лит. Натюрморт в европейской живописи XVI — начала XX века.

Выставка картин из музеев СССР и ГДР. Каталог. М., 1984. Malizkaya X. Los dos cuadros de Antonio Pereda en el Museo de Bellas Artes en Moscu // Archivo Espanol de Arte y Arqueologia. 1932. № 8..

Значения в других словарях
Пенк

, А. Р. (Penck, A. R.), наст. Имя — Ральф Винклер Род. 1939, Дрезден. Немецкий живописец, график, скульптор. Яркий представитель немецкого неоэкспрессионизма. Самоучка. Из-за большого интереса к искусству неолита художник выбрал псевдоним в память геолога и исследователя ледникового периода — А. Пенка (1968), а также подписывал свои работы "Майк Хаммер" либо загадочными инициалами "Т. М.", "Y", "V. L" (24 акварели ТМ, 1974—1976, Кёльн, галерея М. Вернера). В 1980-х из Восточной Германии переехал..

Пенна

, Агостино (Penna, Agostino) 1730, Рим — 1800, Рим. Итальянский скульптор. Мастер неоклассицистического направления. В 1768 закончил обучение в Академии Св. Луки. В 1787 избирался ее президентом. Являлся также членом конгрегации "Виртуозы Пантеона", с 1796 — ее главой (регентом). В надгробии Марии Фламминии Киджи-Одескальки (1771, Рим, Санта Мария дель Пополо) сочетание темного и белого мрамора в исполнении фигур свидетельствует еще о влиянии барочной традиции, но в композиционном решении уже си..

Перейра

, Мануэл (Pereira, Manuel) 1588, Порту — 1683, Мадрид. Португальский скульптор, работавший в Испании. Учился в Вальядолиде, после смерти Г. Фернандеса — самая знаменитая фигура кастильской школы. Но по характеру своего дарования был ближе пластическим традициям андалусского юга, работам Х. Мартинеса Монтаньеса и Алонсо Кано. По заказу монашеских орденов создавал статуи деятелей католицизма. Первое произведение — статуя Игнатия Лойолы для иезуитской коллегии в городе Алькала де Энарес (1624). Осо..

Пермеке

, Констан (Permeke, Constant) 1886, Антверпен — 1952, Остенде. Бельгийский живописец и скульптор. Представитель экспрессионизма. Учился в Академиях художеств Брюгге и Гента. В 1909 поселился в Латем-Сен-Мартен, где вместе с Г. Де Сметом, Л. Де Сметом, Ф. Ван ден Берге и А. Сервасом основал вторую латемскую группировку художников. В этот период писал импрессионистические пейзажи (Зима во Фландрии, 1912, Антверпен, Королевский музей изящных искусств). В 1912—1914 жил в Остенде. На фронте Первой ми..

Дополнительный поиск Переда Переда

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Переда" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Переда, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 6 символа