Петрович
, Надежда (Petrovic, Nadezda) 1873, Чачак — 1915, Валево. Сербская художница. Родилась в семье интеллигентов, многие члены которой были связаны с искусством. Училась в Белграде в мастерской Дж. Крстича (1896—1898) и Мюнхене, сначала в мастерской А. Ажбе (1898—1901), затем у Ю. Экстера (1901—1903). Посетила Германию, Австрию, Италию и Францию. В 1903—1910 работала в Сербии, в 1910—1912 — в Париже. В 1904 была одним из активных организаторов первой выставки искусства южных славян в Белграде. Выступала как художественный критик в югославских журналах. В 1912—1915 в качестве сестры милосердия участвовала в балканских и Первой мировой войнах. Заразившись сыпным тифом, умерла. За сравнительно короткий отрезок времени в 15 лет Надежда Петрович прошла путь от реализма к импрессионизму, а затем к искусству, близкому фовизму и экспрессионизму.
Живопись ее темпераментна и эмоциональна. Художница использует активный и напряженный цвет, пастозный динамичный мазок для повышения выразительности своих произведений. Излюбленный жанр Петрович — пейзаж. Она пишет отдельные фрагменты природных мотивов, как, например, сравнительно ранний Ствол дерева (1902, Белград, Народный музей), где ощущается желание передать фактурные и цветовые особенности старого высохшего дерева в сочетании с яркой зеленью лесной листвы и желтизной солнечных лужаек. Но есть в ее творчестве и панорамные пейзажи. Таковы Вид в Реснике (1904, Белград, Народный музей) и Поле диких пионов (1913, частное собрание). Здесь ее занимает пространственная задача. Однако если в раннем пейзаже — ржаво-красная дорожка, обсаженная деревьями, уводит глаз зрителя в глубину, то в позднем, наоборот, пространство разворачивается вширь.
Привлекало ее и изображение различных человеческих типов и характеров. Подвижный мазок лепит то живой облик цыганки (1905, Белград, Музей современного искусства) с ее резкими чертами лица, то из буйства красочного месива возникает образ добродушного крестьянина с бородой (Старый пастух, 1912, Белград, Народный музей). Необычайно выразителен и Автопортрет (1907, Белград, Народный музей), в котором прежде всего запоминается пытливый взгляд художницы. Творчество Надежды Петрович прервалось на самом пике его развития. Художница освоила многие современные ей стили и направления мировой живописи. Ее творчество в значительной мере способствовало дальнейшему развитию сербского искусства.Лит. Мастера искусства об искусстве.
М., 1969. Т. 5. Кн. 2. Амброзећ К. Надежда Петровић. Београд, 1978. Ambrozic K. Nadezda Petrovic. Eine Austellung. Katalog. Munchen, 1985..
Дополнительный поиск Петрович
На нашем сайте Вы найдете значение "Петрович" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Петрович, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 8 символа