Пикассо

261

, Пабло Руис (Picasso, Pablo Ruiz) 1881, Малага — 1973, Мужен. Французский художник испанского происхождения. В детстве учился у своего отца, преподавателя рисования. В 1895, поступив в барселонскую Академию художеств "Ла Лонха", с блеском выдержал экзамен высшей ступени обучения. В полотнах, написанных в возрасте 15—16 лет, продемонстрировал совершенное владение приемами академической живописи (Первое причастие, 1895—1896. Знание и милосердие, 1897, обе — Барселона, Музей Пикассо). Выдержав в 1897 экзамен на старший курс Королевской академии Сан Фернандо в Мадриде, вскоре покинул ее и вернулся в Барселону, где приобщился к богемным кругам художников и интеллектуалов. В 1900 впервые посетил Париж. Жил попеременно в Париже и Барселоне до 1904, когда окончательно переселился в столицу Франции.

Характерные для раннего парижского периода подражания мастерам импрессионизма и постимпрессионизма (Тулуз-Лотреку, Сезанну, Боннару, Дега) вскоре сменяются целенаправленным поиском собственного пути. В живописи "голубого" периода (1901—1904) вытянутые, угловатые фигуры погружены в густой синий сумрак (Жизнь, 1903, Кливленд, Музей искусств. Старый еврей с мальчиком, 1903, Москва, Гос. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Нищие и слепцы, зябко съежившиеся, прижавшиеся друг к другу, воплощают тоску одинокого бесприютного существования, отрешенность человека от чуждого ночного мира (Старый гитарист, 1903, Чикаго, Институт искусств. Бедняки на берегу моря, 1903, Вашингтон, Нац. Галерея искусства. Ужин слепца, 1903, Нью-Йорк, музей Метрополитен).

Картины последующего, "розового", периода (1904—1906) изображают странствующих акробатов и комедиантов. Колорит строится на теплых, солнечных тонах в сочетании с бледно-голубыми и пепельными оттенками. Хрупкие фигуры, написанные жидкой краской по слабо прогрунтованному холсту, кажутся прозрачными, а их колеблющийся силуэт вызывает ассоциации с изгибающимся побегом, надломленным стеблем, пламенем свечи (Девочка на шаре, 1905, Москва, Гос. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Актер, 1904, Нью-Йорк, музей Метрополитен. Семья акробатов с обезьяной, 1905, Гётеборг, Художественный музей). Программная работа этого периода Семья бродячих акробатов (1905, Вашингтон, Нац. Галерея искусства) проникнута ощущением одиночества и странной отрешенности костюмированных персонажей, позирующих среди пустынных дюн.

В 1906 прозрачная лирика "розового" периода сменяется монументальностью обобщенных массивных форм (Две обнаженные, 1906, Нью-Йорк, Музей современного искусства. Сидящая обнаженная, 1906, Прага, Нац. Галерея. Гертруда Стайн, 1906, Нью-Йорк, музей Метрополитен). Увлекшись иберийской и негритянской пластикой, живописью Сезанна, Пикассо пишет брутальные, тяжеловесные фигуры, формы которых словно вырублены взмахами прямых линий и моделированы штриховой "насечкой" (Автопортрет, 1907. Бюст женщины, 1907, обе — Прага, Нац. Галерея). В большом полотне Авиньонские девицы (1907, Нью-Йорк, Музей современного искусства) резкие деформации, жесткие изломы достигают кульминации, знаменуя переход к новой художественной системе кубизма.

В полотнах более ранней, "аналитической" стадии кубизма (1908—1912) натурная форма дробится на мелкие грани и плоскости, создавая своеобразную кристаллическую структуру. Цветовая гамма ограничивается серыми, охристыми, тускло-зелеными тонами (Абруаз Воллар, 1910, Москва, Гос. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Даниэль Анри Канвейлер, 1910, Чикаго, Институт искусств). Разрастаясь, эти стереометрические образования почти вытесняют образ натуры (Афисьонадо, 1912, Базель, Художественный музей. Гитарист, 1911—1913, Париж, Музей Пикассо). В картинах "синтетического кубизма" (1912—1915) живописные элементы дополняются графическими обозначениями (буквенные надписи, цифры, ноты, рисунки игральных карт) и коллажем (наклейки цветной бумаги, обоев, обрывков газет и афиш).

Разнотипные знаки связываются в сложную текстуру, демонстрирующую проблемные отношения между разными способами описания реальности (Композиция с виноградной гроздью и грушей, 1914, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж. Человек с трубкой, 1914, Париж, Музей Пикассо. Моя красавица, 1914, Женева, частное собрание). К сер. 1910-х новый метод обретает достоинства ясной, продуманной системы. Имитируя коллаж живописными средствами, художник прибегает к звучным гармониям насыщенных цветов (Арлекин, 1915, Нью-Йорк, Музей современного искусства. Человек с трубкой, 1915, Чикаго, Институт искусств). Игровая комбинаторика кубизма переносится в область скульптуры (конструкции, собранные из бросовых материалов), в театральные работы кон.

1910 — нач. 1920-х. В 1917 Пикассо оформил спектакль Парад, поставленный труппой "Русский балет" С. Дягилева. Отчасти под влиянием знакомства с миром балета Пикассо обратился к сюжетам и образному языку классики. Живописные портреты кон. 1910 — нач. 1920-х выполнены с изяществом и тонкостью энгровского графизма. Рисунок четко выявлен, но намеренная незавершенность живописной проработки фигуры обнаруживает последовательные стадии построения жизнеподобного образа, механику художественной иллюзии (Ольга Хохлова, 1917, Париж, Музей Пикассо. Сидящий Арлекин, 1923, Париж, Нац. Музей современного искусства). Обращаясь к собственно классическим мотивам, художник прибегает к экспрессивным деформациям. Измененные пропорции и рассогласованные ракурсы создают эффект расчлененности массивных фигур на разномасштабные фрагменты (Три женщины у источника, 1921, Нью-Йорк, Музей современного искусства.

Женщины, бегущие по пляжу, 1922. Флейта Пана, 1923, обе — Париж, Музей Пикассо). Одновременно художник продолжал работать в кубистической манере. В двух вариантах композиции Три музыканта (1921, Нью-Йорк, Музей современного искусства. Филадельфия, Музей искусства), в картине Танец (1925, Лондон, галерея Тейт) цветные плоскости, накладываясь друг на друга, раскачиваются в определенном ритме и в сочетании с острыми красочными диссонансами возбуждают ассоциации с джазовой музыкой. В натюрмортах этого времени слепки с античных статуй уподобляются персонажам классических драм в модернизированных сценических постановках (Натюрморт с античной головой, 1925, Париж, Нац. Музей современного искусства. Мастерская с гипсовой головой, 1925, Нью-Йорк, Музей современного искусства).

В 1925—1926 Пикассо сблизился с сюрреалистами. Сюрреалистические принципы психического автоматизма и "конвульсивной красоты" проявились в таких работах, как Художник и модель (1926, Париж, Музей Пикассо), Мастерская модистки (1926, Париж, Нац. Музей современного искусства), Большой натюрморт на круглом столе (1931, Париж, музей Пикассо). Свободно разбегающиеся по холсту, свивающиеся в сложные узлы линии вычерчивают отвлеченные конфигурации, в сплетении которых возникают подобия реальной формы, акцентированные цветом. Разрабатывая с кон. 1920-х тему купальщиц на пляже, Пикассо наделяет женские фигуры обликом механических монстров, смонтированных из гладко выточенных деталей (Сидящая купальщица, 1930, Нью-Йорк, Музей современного искусства.

Фигуры на берегу моря, 1931, Париж, Музей Пикассо). Химерические существа устрашают агрессивным оскалом челюстей, угрожающе вскинутыми острыми конечностями. В 1928 Пикассо снова обратился к скульптуре и продолжал заниматься ею до конца жизни. Пластику художник считал "комментарием к живописи". Конструкции из проволоки, фигуры-ассамблажи, собранные из старых корзин, игрушек, кувшинов, гвоздей, болтов, обломков мебели и технических устройств, гофрированного картона, поражают неистощимой изобретательностью, остроумием визуальных метафор (Женщина в саду, 1929. Голова женщины, 1929—1930, обе — Париж, Музей Пикассо). К 1-й пол. 1930-х относится ряд значительных графических циклов (иллюстрации к Метаморфозам Овидия, 1930.

Альбом офортов Сюита Воллара, 1933. Серия рисунков и гравюр, изображающих Минотавра). Графические композиции, в которых пересекаются темы классической древности и современности, реальности и фантазии, мифа и частной жизни художника, пронизаны размышлениями о художественном творчестве, о сложных соотношениях иллюзии, вымысла и реального мира. В живописи 1930-х появляются мрачные, трагические тональности, что связано с гнетущими событиями европейской истории и обстоятельствами личной жизни художника. Кошмар кровавого насилия властвует в сценах коррид, мучительной гибели лошади в борьбе с разъяренным быком (Коррида, 1934, частное собрание. Коррида. Смерть тореро, 1933, Париж, Музей Пикассо). К этой тематике примыкает образ Минотавра, воплощающий темные инстинкты и стихийные силы природы (офорт Минотавромахия, 1935, Париж, Музей Пикассо.

Серия рисунков и гуашей с изображением Минотавра, 1935—1936). В портретах, фигурах обнаженных выделяются два противоположных женских типа — классически ясный, безмятежный (образ Мари Терез Вальтер) и трагический (Дора Маар). Складывается характерный для портретной живописи Пикассо прием совмещения фаса и профиля, создающий иллюзию меняющегося ракурса (Девушка перед зеркалом, 1932, Нью-Йорк, Музей современного искусства. Сон, 1932, Нью-Йорк, частное собрание. Мари Терез Вальтер, 1937. Дора Маар, 1937, обе — Париж, Музей Пикассо). Многие работы 1930-х образуют единый тематический комплекс, в котором действуют одни и те же персонажи, но отношения между ними меняются, возникают загадочные, подчас необъяснимые ситуации.

Центральное произведение этого времени — крупномасштабное панно Герника, созданное для испанского павильона на Всемирной выставке 1937 (ныне — Мадрид, Центр искусств королевы Софии). Потрясшее мир событие — бомбардировка немецкой авиацией мирного испанского города, преломившись сквозь образы личной мифологии Пикассо, предстало в Гернике апокалипсической картиной всеобщей гибели и разрушения. Образы "внутренней драмы" художника (девушка с античным профилем и со свечой в руках, рыдающая женщина, мать с ребенком, бык, агонизирующая лошадь и ее поверженный всадник) обрели символический смысл протеста против военной агрессии и массового уничтожения людей. В период работы над Герникой и после ее завершения Пикассо варьировал отдельные мотивы этой композиции во множестве малых картин и рисунков.

В одной из наиболее известных картин цикла Герники — Плачущая женщина (1937, Лондон, галерея Тейт) — мучительные изломы линий, бороздящих лицо, создают почти физическое ощущение боли. Теме гражданской войны в Испании посвящена и графическая серия Мечты и ложь генерала Франко (1937). Годы Второй мировой войны Пикассо провел в оккупированном Париже. Мрачные образы смерти, насилия доминируют в его живописи предвоенного и военного времени (Натюрморт с головой быка, 1939, Кливленд, Музей искусств. Кошка с птицей, 1939, Париж, Музей Пикассо. Натюрморт с бычьим черепом, 1942, Дюссельдорф, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия. Бойня, 1944—1945, Нью-Йорк, Музей современного искусства). После освобождения Парижа в 1944 Пикассо вступил в коммунистическую партию, затем включился в Движение сторонников мира.

В живописи послевоенного времени, проникнутой радостным мироощущением, преобладают идиллические темы, трактованные в манере примитивизма. Работая в 1945—1946 в Антибе, в старинном дворце Гримальди, художник расписывал цементные плиты фигурами фавнов, кентавров, вакханок. Эти картины составили основу Музея Пикассо в Антибе. Итоговой работой этого времени стала большая композиция на тему пасторали Радость жизни (1946, Антиб, Музей Пикассо). Пацифизм художника выразился в таких произведениях, как Резня в Корее (1951, Париж, Музей Пикассо), панно Война и Мир, созданных для храма Мира в Валлорисе (1952). Поздний период творчества Пикассо отмечен неустанными поисками новых сфер деятельности. Художник осваивает техники литографии и линогравюры, сочиняет поэтические и драматические произведения, работает в области монументального и прикладного искусства.

Особенно значительны его достижения в области керамики и скульптуры, которую в это время он создавал из разных материалов. Деревянных обрезков, согнутой листовой жести, обломков выброшенных вещей (Девочка с прыгалкой, 1950, Обезьяна с детенышем, 1951, Футболист, 1961, все — Париж, Музей Пикассо. Купальщики, 1956, Штутгарт, Гос. Художественная галерея). С кон. 1940-х Пикассо большую часть времени проводил на юге Франции, в окрестностях Канна (на виллах "Галуаз", "Калифорния", в замке Вовенарг близ Экса). В 1961 поселился в Мужене, в особняке Нотр-Дам-де-Ви, с 1965 уже не посещал Парижа. Живопись 1950—1960-х охватывает широкий круг тем. Портреты, интерьеры, пейзажи чередуются с вымышленными сюжетами, с фантазиями на литературные и театральные темы (Мастерская в "Калифорнии", 1956, Париж, Музей Пикассо.

Весна, 1956, Париж, Нац. Музей современного искусства. Бухта в Канне, 1958. Кавалер с трубкой, 1970, обе — Париж, Музей Пикассо). В это время художник часто работал сериями (Жаклин в профиль, 1959. Художник, 1964. Мушкетер с трубкой, 1968. Художник и модель, 1963—1965). Особое место в его позднем творчестве занимают импровизации на темы классических картин. Алжирские женщины (по Делакруа, 1954—1955), Менины (по Веласкесу, 1957), Завтрак на траве (по Мане, 1959—1961), Похищение сабинянок (по Давиду, 1961—1962), Турецкая баня (по Энгру, 1968). В 1955 А. Ж. Клузо снял фильм Пикассовское чудо, в котором наглядно представлен творческий метод художника. Пикассо работал без предварительного плана, импровизируя прямо на холсте или бумаге.

Пикассовское понимание живописи как пространственно-временного континуума объясняет и предельную импульсивность его поздней живописной манеры, и принцип работы большими сериями, в которых фиксируются отдельные фазы, "вертикальные срезы" творческого потока. Так, 58 полотен Менин (все — Барселона, Музей Пикассо) являются своего рода моментальными снимками, "стоп-кадрами" непрерывной динамики сознания, меняющихся реакций художника на канонический текст Веласкеса. В 1963 основан Музей Пикассо в Барселоне, в котором широко представлены ранние работы, подаренные автором и секретарем художника Х. Сабартесом. В 1985 открылся Музей Пикассо в Париже, в Отель Сале, основу которого составили произведения из личного собрания мастера.

Уникальный дар, широта и многогранность творчества Пикассо, открывшего новые пути в различных сферах пластических искусств, определили его исключительную роль в художественной культуре XX в.Лит. Пикассо. Сборник статей о творчестве. М., 1957. Дмитриева Н. А. Пикассо. М., 1971. Пикассо. Каталог выставки. Л., 1982. Диль Г. Пикассо. М., 1995. Шевалье Д. Пикассо. Голубой и розовый периоды. М., 1995. Vallentin A. Pablo Picasso. Paris, 1957. Penrose R. Picasso. His Life and Work. Harmondsworth, 1971. Cabanne P. Le siecle de Picasso. Paris, 1975. Vol. 1—2. Ashton D. Picasso on Art. A Selection of Views. Harmondsworth, 1977. Warneke C.-P. Pablo Picasso. 1881—1973. Koln, 1994. Vol. 1—2..

Значения в других словарях
Пизано, Никколо

(Pisano, Niccolo) Ок. 1215 — 1278/1284. Итальянский скульптор 2-й пол. XIII в., один из ведущих мастеров т. Н. "эпохи Данте и Джотто", ставшей началом нового этапа в истории итальянской и европейской культуры. Биографические сведения о Никколо Пизано крайне скудны. В одном из документов, датированном 1266 (Сиена, городской архив), Никколо Пизано называет себя сыном некоего Пьетро из Апулии (Южной Италии). Работал в Пизе (1260), Сиене (1265—1268), Перудже (1278). С сер. 1260-х возглавлял мастерск..

Пикабиа

, Франсис (Picabia, Francis) 1879, Париж — 1953, Париж. Французский художник. Учился в парижской Школе декоративных искусств у Ф. Эмбера и Ф. А. Кормона (1895—1896). В 1902 совершил путешествие в Испанию. В ранних пейзажах следовал манере Коро и импрессионистов, затем увлекся яркой красочностью фовистской живописи. В 1910 встретился с братьями Дюшан и с Г. Аполлинером, что оказало значительное воздействие на его дальнейшее творчество. Абстрактные картины Пикабиа, показанные на международной выст..

Пилон

, Жермен (Pilon Germain) Ок. 1525/1537, Париж — 1590, Париж. Скульптор, один из крупнейших мастеров французского Возрождения. Учился у своего отца — резчика по камню. Работал в основном в Париже и замках вокруг столицы (Фонтенбло). Был образованным человеком, любившим и хорошо знавшим античную поэзию и историю. В ранних произведениях художник прославляет красоту и обаяние юности (Три Грации, ок. 1563, Париж, Лувр). Работая в мраморе, ваятель искусно передает упругую гибкость и стройность тела, г..

Пилоти

, Карл Теодор (Piloty, Carl Teodor) 1826, Мюнхен — 1886, Амбах, Верхняя Бавария. Немецкий живописец. С 1840 учился в мюнхенской Академии художеств у Ю. Шнорра фон Карольсфельда. В 1847—1858 посетил Италию, Бельгию, Францию. С 1856 — профессор класса исторической живописи в мюнхенской Академии художеств. С 1874 — директор Академии. Писал картины на исторические и литературные сюжеты. У него учились многие немецкие и европейские мастера. На протяжении всего творчества создавал картины в духе костю..

Дополнительный поиск Пикассо Пикассо

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Пикассо" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Пикассо, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 7 символа