Пилон

200

, Жермен (Pilon Germain) Ок. 1525/1537, Париж — 1590, Париж. Скульптор, один из крупнейших мастеров французского Возрождения. Учился у своего отца — резчика по камню. Работал в основном в Париже и замках вокруг столицы (Фонтенбло). Был образованным человеком, любившим и хорошо знавшим античную поэзию и историю. В ранних произведениях художник прославляет красоту и обаяние юности (Три Грации, ок. 1563, Париж, Лувр). Работая в мраморе, ваятель искусно передает упругую гибкость и стройность тела, грацию движений, изящество форм, ощущение нежной поверхности кожи, ее матовое свечение. Хотя композиция была создана как надгробное сооружение — Грации поддерживают урну с сердцем Генриха II, — облик девушек исполнен ясного, просветленного приятия жизни.

Это одно из самых прекрасных творений французского Ренессанса. Совместно с архитектором П. Леско Пилон работал над монументальной усыпальницей Генриха II и Екатерины Медичи (1563—1572, Париж, аббатство Сен-Дени). Надгробие в виде грандиозной арки венчают статуи коленопреклоненных короля и королевы в парадных одеждах. Несмотря на некоторую обобщенность трактовки, Пилон передает различие характеров и индивидуальности королевской четы. Образ Генриха II, получившего смертельное ранение на рыцарском турнире и умершего в возрасте 40 лет, поражает своей человечностью. В тихой задумчивости лица, в неуверенном наклоне головы, в жесте рук проступают растерянность, недоумение и в то же время смирение перед судьбой. Хотя Екатерина Медичи также изображена в молитвенной позе, от ее фигуры исходит ощущение концентрированной, деятельной энергии.

Лицо четких определенных форм, с плотно сжатыми губами говорит о волевом, властном характере. Надгробие создавалось при жизни королевы по ее заказу, и скульптор изобразил ее такой, какой она желала остаться в памяти потомков. В статуях королевской четы проявился несомненный дар мастера в области портрета. Внутри арки король и королева представлены полуобнаженными, распростертыми на мраморных саркофагах, как бы в предсмертной агонии. Подлинным шедевром мировой пластики является надгробная статуя канцлера Рене Бирага (1584—1585) и его жены Валентины Бальбиани (1572—1584, обе — Париж, Лувр) работы Пилона. Поражают мощная лепка, динамика и выразительность скульптурных форм, сложность и многоплановость в передаче внутреннего мира человека.

Художник мастерски трансформирует реальные объемы человеческого тела, одежды в выразительные пластические формы. Мантия Бирага упругими динамичными спиралями стелется за ним, словно некое бронзовое чудовище, притаившееся за спиной коленопреклоненного канцлера. Метафоричность мышления — характерная особенность, присущая творчеству Пилона и французского Возрождения вообще. В статуе Валентины Бальбиани перед нами предстает прекрасная молодая женщина, как бы погруженная в воспоминания. В ее образе запечатлены умиротворенность и сосредоточенность души, словно человек на грани бытия пытается проникнуть в некие неведомые тайны, постичь некие великие истины. В обработке мрамора сказалась школа, полученная Пилоном в мастерской отца.

С тончайшим, но не навязчивым мастерством передает ваятель различные фактуры. Нежную податливую мягкость кожи, шелковистый блеск локонов, узорчатое шитье великолепного платья. Умение воссоздать особенности внутреннего мира человека, индивидуальность модели определили успешную работу Пилона в жанре портрета. Бюст Генриха II (ок. 1570— 1575), Карла IX (оба — Париж, Лувр), епископа Ж. Де Морвийе (1577, Орлеан, Музей изящных искусств). Медали с портретами Генриха II, Карла IX, Екатерины Медичи, Рене Бирага и др. Поздние работы Пилона пронизаны настроениями тревоги (Скорбящая Мадонна, ок. 1586, Париж, Лувр). В образе Марии отражено смятение души, охваченной скорбью. Техника терракоты сохранила трепет прикосновения рук художника, следы движения пальцев и стека по влажной глине, выражающие волнение самого мастера.

В рельефе Снятие с креста (1580-е, Париж, Лувр) в поникших контурах, в нервном ритме линий воплощена тема скорби. Кажется, "плачут" складки одежд, струящиеся потоки волос. Даже фон пролеплен тончайшим рельефом, испещрен чуть заметными колебаниями высоты рельефа, углублениями, подъемами — словно поверхность его "дышит". Отражающиеся блики света создают ощущение одухотворенной пространственной среды. Произведения последнего периода созвучны кризисным явлениям в истории Франции, охваченной братоубийственными религиозными войнами, кризисом ренессансного гуманизма.Лит. Terrasse Ch. Germain Pilon. Paris, 1930. Berge I. Germain Pilon. 1934. Gaehtgens T. W. Zum fruhen und reifen Werk des Germain Pilon. Bonn, 1966 (Diss.)..

Значения в других словарях
Пикабиа

, Франсис (Picabia, Francis) 1879, Париж — 1953, Париж. Французский художник. Учился в парижской Школе декоративных искусств у Ф. Эмбера и Ф. А. Кормона (1895—1896). В 1902 совершил путешествие в Испанию. В ранних пейзажах следовал манере Коро и импрессионистов, затем увлекся яркой красочностью фовистской живописи. В 1910 встретился с братьями Дюшан и с Г. Аполлинером, что оказало значительное воздействие на его дальнейшее творчество. Абстрактные картины Пикабиа, показанные на международной выст..

Пикассо

, Пабло Руис (Picasso, Pablo Ruiz) 1881, Малага — 1973, Мужен. Французский художник испанского происхождения. В детстве учился у своего отца, преподавателя рисования. В 1895, поступив в барселонскую Академию художеств "Ла Лонха", с блеском выдержал экзамен высшей ступени обучения. В полотнах, написанных в возрасте 15—16 лет, продемонстрировал совершенное владение приемами академической живописи (Первое причастие, 1895—1896. Знание и милосердие, 1897, обе — Барселона, Музей Пикассо). Выдержав в 1..

Пилоти

, Карл Теодор (Piloty, Carl Teodor) 1826, Мюнхен — 1886, Амбах, Верхняя Бавария. Немецкий живописец. С 1840 учился в мюнхенской Академии художеств у Ю. Шнорра фон Карольсфельда. В 1847—1858 посетил Италию, Бельгию, Францию. С 1856 — профессор класса исторической живописи в мюнхенской Академии художеств. С 1874 — директор Академии. Писал картины на исторические и литературные сюжеты. У него учились многие немецкие и европейские мастера. На протяжении всего творчества создавал картины в духе костю..

Пине

, Отто (Piene, Otto) Род. 1928, Ласпе, Вестфалия. Немецкий художник. В 1944—1945 участвовал во Второй мировой войне, был в советском плену. Учился в Академии изобразительного искусства в Мюнхене (1948—1950) и Гос. Художественной академии в Дюссельдорфе (1950—1953). Изучал философию в Гос. Университете Кёльна (1956). В 1953 Пине, увлекшись ташизмом, принял участие в "Группе 53". Позднее интересовался творчеством П. Мондриана. С 1956 Пине вместе с Х. Маком и Г. Юккером организовал в своем ателье н..

Дополнительный поиск Пилон Пилон

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Пилон" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Пилон, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 5 символа