Рибера

217

, Хусепе де (Ribera, Jusepe de), итальянское прозвище Спаньолетто (Spagnoletto — маленький испанец) 1591, Хатива, провинция Валенсия — 1652, Неаполь. Испанский живописец, гравер, рисовальщик. Учился, вероятно, у Ф. Рибальты в Валенсии. В 1612 или 1613 уехал в Италию. Вначале вел там полунищенский образ жизни, кочуя по городам и изучая произведения живописи. В Риме копировал картины Караваджо, оказавшего на него сильное влияние, а также обращался к творчеству высоко ценимого им Рафаэля и представителей болонского академизма. В Парме изучал Корреджо. Возможно, побывал в Падуе. Вернувшись в Рим, некоторое время работал в русле караваджизма, но его произведения валенсийского и итальянского периодов этих ранних лет неизвестны.

По-видимому, в 1616 переехал в Неаполь, в котором прожил до конца жизни. Придворный живописец испанских вице-королей (в 1442 Неаполитанское королевство было присоединено к Испании). С 1626 — член римской Академии Св. Луки. В 1620-е основное внимание уделял гравюре, в области которой достиг значительных успехов. Немногочисленные работы Риберы позволяют отнести его к крупнейшим мастерам западноевропейского офорта XVII в. Во 2-й пол. 1620-х активно обратился к живописи. Жизнь и работа вдали от родины не помешали Рибере остаться настоящим испанским художником. Тесная связь с итальянской культурой обогатила его талант новыми гранями, а его творчество — темами и образами, незнакомыми испанскому искусству. Рибера — художник широкого творческого диапазона (писал картины на религиозные, мифологические сюжеты, портреты), ярко выраженного драматического плана, возвышенных и сильных эмоций.

Традиционное представление о нем как о "кровавом", "жестоком" испанском живописце относится к литературным домыслам эпохи романтизма. То, что по преимуществу изображал Рибера, — мученичества святых, их покаяния и экстазы, отшельников и аскетов, кающуюся Марию Магдалину и раненого св. Себастьяна, — составляло арсенал распространенных образов итальянского барокко. Но Рибера сумел избежать мелодраматизма и ложной патетики барокко, наполнив свои произведения подлинной силой человеческого страдания и душевной стойкости. Скорбным лиризмом проникнуто его раннее изображение распростертого на земле умирающего юноши Себастьяна, за которым во тьме ночи ухаживают св. Ирина и ее служанка (1628, Санкт-Петербург, Гос.

Эрмитаж). Развиваясь по пути преодоления караваджизма и обогащения художественных средств, творчество Риберы освобождалось от некоторой отвлеченности и от подчеркивания внешней выразительности натуры (как, например, в первой датированной и подписанной картине Св. Иероним, внимающий звуку небесной трубы, 1626, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). Чертами художественной зрелости отмечено Мученичество св. Варфоломея (1639, Мадрид, Прадо. На основе иконографического анализа в настоящее время установлено, что изображен мученик св. Филипп), где образ апостола воплощен с такой степенью конкретности, что заставляет искать в нем черты реальной модели. Картина по-настоящему правдива и вместе с тем проникнута внутренним пафосом.

В редком единстве здесь слиты все элементы художественного языка. С конца 1630-х в живописи Риберы исчезают тяжелые и темные тона, светлеют фоны, серебристые и золотистые тона объединяются воздушной средой. Подчас образы необычны, "неправильны" с точки зрения господствующих академических канонов и церковных стереотипов. Такова знаменитая Св. Инесса (1641, Дрезден, Картинная галерея), где изображение прелестной и трогательной христианки свободно от традиционной в духе времени культовой репрезентации и слащавой умильности. Своеобразна сама композиция, построенная по любимому мастером принципу диагонального движения с угла на угол крупных живописных пятен. В фигуре святой есть некоторая несоразмерность, ее поза не совсем естественна, а расположение в пространстве условно, но именно эта угловатость, недоговоренность позволяют острее ощутить поэтическую содержательность образа.

Динамичное движение разнообразных коротких и длинных, широких и свободных мазков, золотистая тональность создают впечатление почти монохромной живописи. Тональное единство отличает и Сон Иакова (ок. 1639, Мадрид, Прадо), где святой — усталый путник, спящий на каменистой земле среди выжженного солнцем пейзажа, озаренного теплым рассеянным светом. Одно из последних произведений Риберы — прекрасное Поклонение пастухов (1650, Париж, Лувр), написанное в духе народной жанровой сцены, происходящей под открытым светлым небом на фоне гористого пейзажа. Восхищение Риберы цветением молодости (Обручение св. Екатерины, 1642—1644, Нью-Йорк, музей Метрополитен. Кающаяся Магдалина, ок. 1642—1645, Мадрид, Прадо) тесно переплетено в его творчестве с христианской идеей бренности преходящей телесной красоты.

В ярко характерных образах святых и отшельников значительное место занимает тема разрушительной старости, аскетического подвига, духовной отрешенности (серия апостолов 1630—1640-х, Мадрид, Прадо, Москва, Гос. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Св. Онуфрий, 1637, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж. Павел Пустынник, 1652, Мадрид, Прадо). В искусстве Риберы, лишенном чувственного оттенка, языческого начала, обращение к мифологии проявилось в противоречивых формах. Иногда в его мифологических персонажах подчеркивались проявления животной низменности (Силен, 1626, Неаполь, Нац. Музей и галереи Каподимонте, одноименная гравюра), их мученичества изображались подчеркнуто жестоко (Иксион, Титий или Прометей, обе — 1628, Мадрид, Прадо.

Аполлон и Марсий, 1633, Брюссель, Королевский музей изящных искусств). Но иногда, словно выйдя из плена подобных представлений, художник был захвачен величием и красотой античных образов (два фрагмента погибшей картины, посвященной триумфу Вакха, Мадрид, Прадо. Венера и Адонис, 1637, Рим, Нац. Галерея). По-разному воспринимаются и образы античных философов, моделями для которых Рибере служили представители социальных низов — от уличного попрошайки Смеющегося Демокрита (1630, Мадрид, Прадо) до Диогена (1637, Дрезден, Картинная галерея), сильного человека, умудренного жизненным опытом. Изображение не только философов древности, но и святых католической церкви в образах бродяг и нищих, в формах монументализированной полуфигурной композиции восходит к караваджизму.

Но испанский мастер привносит в них иное звучание, насыщает внутренней содержательностью, подчеркивает их социальный и национальный аспект. Многие полотна Риберы сочетают принципы сюжетного и портретного образа. Наиболее известен Хромоножка (1642, Париж, Лувр) — нищий мальчишка-калека, в изображении которого использованы приемы парадной репрезентации. Переход к собственно портретному жанру у Риберы не всегда заметен (Портрет музыканта, Толидо, США, частное собрание). Более зависимы от традиции портреты иезуита (1630, Милан, Музей Польди-Пеццоли), рыцаря Сантьяго (1638, Флоренция, бывш. Собрание Контини-Бонакосси). Произведения Риберы, особенно полуфигурные изображения святых, породили множество копий, подделок и подражаний.

Рибера, художник общеевропейского масштаба, оказал влияние на многих итальянских мастеров — с его именем связывают расцвет неаполитанской школы XVII в., — а также на представителей столь противоположного ему академического направления. Произведения, которые заказывали живописцу правители Неаполя, посылались в Испанию, в королевские собрания и частные коллекции и были хорошо известны в испанских художественных кругах. Гравюры с произведений Риберы распространялись не только в Испании, но и во Франции, позже — в Голландии.Лит. Знамеровская Т. П. Хусепе Рибера. М., 1981. Mayer A. L. Jusepe de Ribera (lo Spagnoletto). Leipzig, 1923. Trapier E. Du Gue. Ribera. New York, 1952. Perez Sanchez A. E., Spinosa N. L’opera completa del Ribera.

Milano, 1978. Perez Sanchez A. E., Spinosa N. Ribera. 1591—1652. Catalogo de la exposition en el Museo del Prado. (Junio — Agosto de 1992). Madrid, 1992..

Значения в других словарях
Ретель

, Альфред (Rotel, Alfred) 1816, Дюссельдорф — 1859, Дюссельдорф. Немецкий живописец, график. Мастер дюссельдорфской школы. В 13 лет начал посещать дюссельдорфскую Академию художеств. С 1834 был переведен в мастерский класс за хорошие способности, отмеченные его педагогами Г. К. Кольбе и Ф. Т. Хильдебрандтом. В раннем творчестве испытал влияние назарейцев, произведений К. Ф. Лессинга, с 1836 продолжил обучение во Франкфурте-на-Майне у Ф. Вейта, был известным историческим живописцем. Вершиной его ..

Рибальта

, Франсиско (Ribalta, Francisco) 1565, Сольсона — 1628, Валенсия. Испанский живописец. Глава валенсийской школы XVII в. Возможно, учился у Х. Наваррете в Мадриде. Между 1582 и 1599 работал в Мадриде и Эскориале. Изучал картины итальянских мастеров, главным образом венецианцев, Ф. Цуккаро, Себастьяно дель Пьомбо, Я. Бассано. Испытал влияние Караваджо. В 1599 переехал в Валенсию, где пользовался широкой известностью и находился под покровительством архиепископа и мецената Хуана де Риберы, основате..

Ригетти

, Франческо (Righetti, Francesco) 1749, Рим — 1819, Рим. Итальянский скульптор, создатель скульптуры малых форм из бронзы и серебра. Таких мастеров в Италии называли "bronzista". Прославился изготовлением уменьшенных копий с античных скульптур, с работ мастеров Возрождения, барокко, классицизма XVII в. Обучался у крупного римского мастера Луиджи Валадье (1726—1785). В 1781 исполнил первый самостоятельный заказ для английского банкира Т. Хоупа — 12 копий с античной скульптуры, а также работ Джамб..

Риго

, Иасент (Rigaud, Hiacinthe) 1659, Перпиньян — 1743, Париж. Французский живописец. Уроженец французского Юга, Риго в 14 лет начал учиться живописи в мастерской Монпелье. Исследователи единодушно отмечают его раннее увлечение живописью Ван Дейка. Приехав в 1681 в Париж, он уже через год получил первую премию Королевской академии, однако отказался от полагавшейся лауреатам поездки в Рим, чтобы не потерять возможности совершенствоваться в искусстве портрета, работая с Ф. Де Труа и Ларжильером. В 17..

Дополнительный поиск Рибера Рибера

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Рибера" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Рибера, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 6 символа