Риччи, Себастьяно

220

(Ricci, Sebastiano) 1659, Беллуно — 1734, Венеция. Итальянский живописец венецианской школы. Учился в Венеции у С. Маццони и Ф. Червелли, последователя Луки Джордано, затем в Болонье у Дж. Дж. Дель Соле, подражавшего манере Веронезе. Работал в Болонье (1680—1686), Парме, Риме (1686—1695), Милане, Венеции (ок. 1700—1707, с 1717), Вене (1701—1705), Бергамо, Флоренции (1706—1717), Лондоне (1709—1716), в Нидерландах, Париже (1716). Изучал живопись болонцев, мастеров венецианского Возрождения, в Риме работы Карраччи, П. Да Кортона, К. Маратти, в Милане — Маньяско. С 1718 член парижской Академии, с 1723 член Академии Климентина в Болонье. Один из наиболее ярких представителей венецианского рококо, получивших от современников имя "виртуозов" за быстроту работы и мастерство.

Писал картины на религиозные, мифологические, аллегорические и исторические сюжеты, много работал в монументальной живописи. Самой значительной ранней работой художника стал фресковый цикл во флорентийском палаццо Маручелли (1706—1707), исполненный для герцога Фердинанда Тосканского. В стилистике росписи плафона (Геракл на Олимпе) — большом количестве фигур, почти сплошь закрывающих пространство, их тяжеловесной пластике, застылых позах — сказались уроки болонских перспективистов XVII в. В настенных фресках художник проявляет больше фантазии, следуя венецианской традиции размещения фигур главных персонажей словно на просцениуме, приближая их к зрителю в вертикально вытянутых композициях и выделяя светом (Геракл на распутье, Геракл и Какус и др.).

Яркие холодные тона росписи в потоке света кажутся исключительно интенсивными по цвету. В этих сценах проявилось умение Риччи передать ситуацию мифа в конкретной, не лишенной бытовых подробностей манере. В своих последующих работах в монументальной живописи (фреска Аллегория доблести, 1708, Венеция, церковь Сан Стае. Роспись купола капеллы венецианской церкви Санта Мария дель Кармине, 1708) традиции болонской и римской барочной живописи Риччи последовательно перерабатывает в духе рококо. Во Флоренции художник познакомился с живописью Луки Джордано и работами Маньяско. Манера этих двух мастеров оказала на него значительное влияние. В сюжетах появляются близкие Маньяско темы — сцены с монахами, бродягами, солдатами в таинственном лунном освещении (Пейзаж, Удине, Гор.

Музей). Преодолевая приемы "tenebroso" (сильной светотеневой лепки, идущей от мастеров академического направления сер. XVII в), Риччи обращается к живописи Веронезе, становясь провозвестником т. Н. Неоверонезовского стиля. Алтарный образ Мадонна со святыми (1708, Венеция, церковь Сан Джорджо Маджоре) написан легким, словно плывущим мазком, в предельно светлом колорите. Яркие, разнообразные по цвету пятна одежд святых, расположившихся вокруг сидящей на возвышении Мадонны, образуют праздничную цветовую гамму. Сцена рождает чувство покоя и умиротворенности, чуждых позднебарочной алтарной живописи. Картина Риччи близка произведениям венецианских художников XVI в., с их созерцательностью и поэтичностью в выражении эмоционального состояния персонажей.

В 1710-е Риччи создает ряд больших полотен на мифологические темы, пытаясь воскресить в духе рококо свободно-поэтическое, идиллическое истолкование сюжета, присущее живописи Веронезе (Купание Вирсавии. Венера и сатир, оба — Будапешт, Музей изобразительных искусств. Диана и Каллисто, Венеция, галереи Академии. Венера и Адонис, Орлеан, Музей изящных искусств). Удлиненные, грациозные фигуры персонажей располагаются, как правило, в барочном волнообразном движении, восходящем к манере Джордано. Они изображены на фоне размещенных на заднем плане ренессансных построек, которые, подобно театральной декорации, создают эффект вовлечения зрителя в залитое переливами серебристого света пространство. Прием широкой сценической компоновки, характерный для Веронезе, всегда присутствует в произведениях художника, что унаследуют от Риччи его последователи.

Легкие, живые, прозрачные тона палитры художника отвечают вкусам рококо. Одним из ранних примеров новой аллегории века Просвещения явилось полотно Просвещенность и Невежество (Венеция, галереи Академии), исполненное по заказу Французской академии в Риме. Риччи прославляет в нем создание института Академии как покровительницы искусства и науки. Известность пришла к художнику, как сообщает А. М. Дзанетти, после путешествия по Италии, пребывания в Вене, Англии, Франции, где он исполнил много росписей (вилла в Чизвике и дворец лорда Бурлингтона на Пикадилли в Лондоне) и алтарных образов (Вена, Карлскирхе). После возращения в 1717 из Англии и Франции художник работает в основном для венецианских церквей. В алтарных композициях Св.

Петр, освобождаемый из тюрьмы (1722, Венеция, церковь Сан Стае), Св. Елена, находящая Крест (1730, Венеция, церковь Сан Рокко), Пий V и святые (1732, Венеция, церковь деи Джезуати), Торжество Евхаристии (1732, Венеция, церковь Сан Стае) сцены строятся в традиции барочных алтарных образов с диагональным расположением фигур. Чистые светлые красочные тона золотятся в потоке заполняющего пространство света. Разработанная мимика персонажей, радостная палитра художника придают сценам религиозного содержания характер то таинственной сказки-фьябы, то венецианского праздничного зрелища, превращаясь в спектакль, совмещающий историческое и современное. В поздние годы творчества колорит Риччи становится менее разнообразным, композиционное решение более логически выверенным и торжественным, но изображение не утрачивает очарования волшебной сказочности, сохраняя рокайльное серебристо-розовое сфумато и смягчающие светотеневые градации (Царь Соломон, поклоняющийся идолам, 1724, Турин, галерея Сабауда.

Моисей, попирающий ногами корону фараона, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). Значительной была роль Риччи в создании итальянского камерного портрета XVIII в., который получил развитие в Венето значительно раньше, чем в других областях Италии. Одним из первых Риччи стал изображать модели в античных одеяниях на фоне английских пейзажных парков (Портрет неизвестной, Англия, частное собрание), а также писать портреты в духе английских "conversation pieces" ("сцен собеседования"), изображая портретируемых в интерьере или парках (Английские кавалеры у клавесина, 1730-е, Англия, частное собрание). В его портретах нашли выражение культ чувства, естественного мира природы, палладианские увлечения и тот дух театрализации образа, который будет характеризовать европейский портрет века Просвещения (Певец Фаринелли, Лондон, Королевский музыкальный колледж).

Крупнейший мастер рококо, "художник-виртуоз", Риччи одним из первых итальянских художников XVIII в. Познакомил Европу с высокой живописной культурой Венето, стал провозвестником новых поисков в итальянском искусстве XVIII столетия. Его живопись оказала влияние на Я. Амигони, Дж. А. Пеллегрини, Дж. Б. Питтони, Дж. А. И Ф. Гварди, Дж. Б. Тьеполо, А. Балестру и др.Лит. Федотова Е. Д. Венеция. Живопись века Просвещения. М., 2002. Zanetti A. M. Della pittura veneziana. Venise, 1971. Pilo G. M., Donzelli C. I pittori del Settecento veneto. Firenze, 1967. Pallucchini R. La pittura veneziana del Settecento. Venedig. Katalog der Ausstellung "Dal Ricci al Tiepolo". Venedig, 1967. Daniels J. Sebastiano Ricci. Catalogue raisonne. Paris, 1976. Martini E. La pittura del Settecento veneto.

Venezia, 1981. Pallucchini R. La pittura nel Veneto Il Settecento. Vol. 2. Milano, 1995..

Значения в других словарях
Риццо

, Антонио (Rizzo, Antonio) Свед. С 1465 — ок. 1499—1500, Венеция. Североитальянский скульптор и архитектор, уроженец Вероны. Первые упоминания в документах о Риццо относятся к 1465, когда он вместе с североитальянскими мастерами Амадео и Мантегацца работал на строительстве чертозы (монастыря) в Павии в качестве каменщика-декоратора, высекая из камня капители колонн. Его талант скульптора раскрылся в Венеции, куда он переселился после 1470. Заказы, выполненные им здесь, немногочисленны, т. К. Бол..

Риччи, Марко

(Ricci, Marco) 1676, Венеция — 1729, Венеция. Итальянский живописец. Один из крупнейших мастеров пейзажной живописи XVIII в. Риччи писал пейзажные фоны в композициях своего дяди, известного живописца Себастьяно Риччи, работал сценографом в театрах Италии, много путешествовал с С. Риччи, в 1708—1710 и 1712—1716 жил в Англии. В Риме его внимание привлекла живопись Дж. П. Паннини, в Неаполе — С. Розы, в Милане, как и С. Риччи, заинтересовало творчество А. Маньяско. Существуют упоминания современник..

Риччи, Стефано

(Ricci, Stefano) 1765, Флоренция — 1837, Флоренция. Итальянский скульптор. Мастер тосканской школы эпохи неоклассицизма. Ученик И. Спинацци и Ф. Каррадори в Академии художеств Флоренции. Испытал влияние А. Кановы. С 1802 профессор Академии художеств Флоренции. Наряду с Ф. Каррадори крупнейший мастер-неоклассицист Тосканы. Основные работы. Памятник епископу Н. Маркачи (1804, Ареццо, собор), надгробие М. Скотницкого (1808). Надгробие юриста П. Дж. Синьорини (1812, оба — Флоренция, церковь Санта Кр..

Ришье

, Жермен (Richier, Germaine) 1904, Гранс, близ Арля — 1959, Монпелье. Французский скульптор и график. В 1922—1925 училась в Школе изящных искусств в Монпелье. Прибыв в Париж в 1925, следующие 4 года обучалась мастерству скульптора у Бурделя. С началом оккупации Франции переселилась в Швейцарию, вернулась в Париж в 1945. Расцвет творчества Ришье приходится на 1940—1950-е. В работах 1940-х уроки Бурделя ощутимы в манере лепки формы, в отсылках к мотивам классики и европейского Средневековья (Дева ..

Дополнительный поиск Риччи, Себастьяно Риччи, Себастьяно

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Риччи, Себастьяно" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Риччи, Себастьяно, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 17 символа