Рунге

205

, Филипп Отто (Runge, Philipp Otto) 1777, Ваольгаст, Померания — 1810, Гамбург. Немецкий живописец, рисовальщик. Учился в 1799—1801 в копенгагенской Академии художеств у Н. Альбигора, затем в Дрездене (1801—1803). С 1804 работал в Гамбурге. В раннем произведении Рунге Триумф любви (1801, Гамбург, Кунстхалле) обращение к монохромной композиции в виде рельефа с путти, строгая академическая манера рисунка свидетельствуют о влиянии манеры его учителя профессора копенгагенской Академии Альбигора. Как и в рисунках Альбигора, сюжет трактуется молодым художником глубоко эмоционально. Под воздействием Альбигора, знатока античного искусства, бывавшего в Италии, сформируется интерес художника к классическому наследию.

В 1800 Рунге знакомится с копиями рисунков Дж. Флаксмена к произведениям Гомера и Эсхила, которые прислал ему в Копенгаген из Германии брат Даниэль, читает о них статью А. В. Шлегеля в журнале Атенеум (1799). Влияние линейного рисунка Флаксмена, а также иллюстраций Корнелиуса к Фаусту Гёте (1808) ощутимо в исполненных Рунге иллюстрациях к Илиаде Гомера и произведениям на темы песен Оссиана. Однако художник создает свой стиль рисунка пером и кистью, в котором значительная роль отведена эффектам светотени. Рисунки Рунге отразили предромантические настроения рубежа XVIII—XIX вв. Значительное место в творчестве Рунге занимал портрет. В портрете Мы втроем (1805) и двух автопортретах художника (1805, 1806, все — Гамбург, Кунстхалле) выражена концепция романтического портрета.

Он изображает себя в момент различных душевных движений — глубокой взволнованности или меланхолии, погруженным в мир мыслей, как бы наедине с собой. Собственно автопортретом с братом Даниэлем и женой Полиной является и портрет Мы втроем, где ощущение меланхолической гармонии общего настроения портретируемых усиливается поэтическим горным пейзажем, на фоне которого изображены три фигуры. Как художник-романтик, Рунге часто избирает и форму парного портрета (Мои родители, 1806, Гамбург, Кунстхалле), позволяющую передавать мир человеческих чувств в сопоставлении характеров, темпераментов, настроений. Портреты художника с изображением детей (Дети семьи Хюльзенбек, 1805—1806. Портрет сына, Отто Сигизмунда Рунге, 1805, оба — Гамбург, Кунстхалле) непосредственностью образов, конкретностью воспроизведения натуры и пейзажного фона предвосхищают работы немецких мастеров раннего реализма — бидермайера.

Для немецких церквей были созданы художником полотна Отдых на пути в Египет (1805—1806) и Христос, идущий по водам (1806—1807, оба — Гамбург, Кунстхалле). В плавном абрисе фигур, скрупулезном воспроизведении деталей яркого пейзажного фона с фантастическими растениями, сдержанном, но глубоком внутреннем настрое персонажей ощущается влияние искусства мастеров Северного Возрождения, изучение произведений Дюрера. В поздние годы художник под влиянием учения немецкого мистика Я. Бёме увлекается символикой цвета, проблемой связи цветовой и музыкальной гармонии. Эти идеи Рунге выразил в трактате Цветовой круг. Полотна задуманного в 1807 четырехчастного цикла (Утро, Полдень, Вечер, Ночь) должны были демонстрироваться под музыку и чтение стихов.

Художник предполагал выразить в них волновавшую романтиков идею непрерывного движения в жизни природы и человека, гармонию их сосуществования. В созданном Рунге полотне цикла (Утро, 1808, малый вариант. Утро, 1808—1809, большой вариант, оба — Гамбург, Кунстхалле) голубые, белые и розовые цвета спектра символизируют пробуждение природы. Парящие женские фигуры в окружении путти и весенних цветов создают иллюзию танцевальных движений под музыкальное сопровождение. Этой же романтической теме посвящены и многие рисунки художника (Гамбург, Кунстхалле). Творчество Рунге как крупнейшего художника-романтика оказало значительное влияние на последующее развитие немецкого и европейского искусства XIX в.Лит. Einem H. Philipp Otto Runge.

Das Bildnis der Eltern. Stuttgart, 1957. Fraeger I. Philipp Otto Runge und sein Werk. Munchen, 1975. Jensen J. Ch. Philipp Otto Runge. Leben und Werk. Koln, 1977. Betthausen P. Philipp Otto Runge. Leipzig, 1980..

Значения в других словарях
Рубенс

, Питер Пауль (точнее, Рюбенс) (Rubens, Pieter Paul) 1577, Зиген, Германия — 1640, Антверпен. Фламандский живописец, рисовальщик. Глава фламандской школы живописи эпохи барокко. Родился в семье антверпенского адвоката Яна Рубенса, эмигрировавшего во время гражданской войны в Нидерландах в Германию. После смерти отца в 1587 мать Рубенса с детьми вернулась в Антверпен, где Рубенс окончил латинскую школу, получив прекрасное гуманитарное образование, выучив несколько иностранных языков. Рано обратив..

Рубийяк

, Луи Франсуа (Roubiliac, Louis Francois) 1702, Лион — 1762, Лондон. Английский скульптор. Родился во Франции, возможно, начинал свою деятельность под руководством Б. Пермозера в Дрездене. Затем обучался у Н. Кусту в Париже. В 1730, будучи учеником Королевской академии живописи и скульптуры, выиграл второй приз. Ок. 1730 был в Англии и сочетался браком с гугеноткой К. Хело. Его первая работа — статуя Г. Ф. Генделя (1738) — принесла ему успех в Англии. Две аллегорические фигуры Аполлон и Орфей фл..

Рунеберг

, Валтер (Runeberg, Walter) 1838 — 1920, Хельсинки. Один из первых видных мастеров Финляндии в скульптуре. Обучался у К. Э. Шёстранда, затем у Р. В. Экмана. Занимался также в Копенгагене у Х. В. Биссена. Длительное время жил и работал в Риме, где изучал античную скульптуру. Группы Аполлон и Марсий (1867), Психея со светильником и кинжалом в руках (1878), Психея с орлом Юпитера (1875, все — Хельсинки, Атенеум) исполнены под влиянием античной скульптуры, обогатившей пластические возможности Рунебе..

Руо

, Жорж (Rouault, Georges) 1871, Париж — 1958, Париж. Французский художник. В юности обучался ремеслу в витражной мастерской, занимался реставрацией старинных витражей (1885—1890). В 1891—1895 учился в Школе изящных искусств в Париже сначала у Э. Делоне, затем у Гюстава Моро, который оказал большое влияние на начинающего художника. Образный мир Руо формировался под воздействием его религиозных и моральных исканий, общения с Ж. К. Гюисмансом и особенно с католическим писателем Л. Блуа (с 1904). Ок..

Дополнительный поиск Рунге Рунге

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Рунге" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Рунге, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 5 символа