Руо

192

, Жорж (Rouault, Georges) 1871, Париж — 1958, Париж. Французский художник. В юности обучался ремеслу в витражной мастерской, занимался реставрацией старинных витражей (1885—1890). В 1891—1895 учился в Школе изящных искусств в Париже сначала у Э. Делоне, затем у Гюстава Моро, который оказал большое влияние на начинающего художника. Образный мир Руо формировался под воздействием его религиозных и моральных исканий, общения с Ж. К. Гюисмансом и особенно с католическим писателем Л. Блуа (с 1904). Ок. 1903, отказавшись от традиционного жанра библейских и исторических композиций, переключился на современную тематику. В его гротескных образах людей дна, персонажей бродячего цирка обнажаются стихийные, необузданные инстинкты ночного мира, греховного подполья современной цивилизации.

В акварелях Руо гримасы паяцев, бесстыдные позы проституток обрисованы свободными, широко круглящимися движениями кисти. Черные росчерки ритмически организуют текучие массы, наполненные богатыми переливами оттенков (Голова трагического клоуна, 1904, частное собрание. Проститутка, 1906, Париж, музей Пти-Пале). В теме судей, к которой художник приступил в 1908, сатирическое начало достигает кульминации. Физическая и моральная ущербность вершителей правосудия запечатлена с гротескным неистовством. Уродливые фигуры и лица, искаженные пороком, возникают из клубящегося синего мрака, как дьявольское наваждение (Судьи, 1908, Копенгаген, Королевский музей изящных искусств. Трое судей, 1913, Нью-Йорк, Музей современного искусства).

Традиции Гойи и Домье опосредуются христианским миросозерцанием Руо, типы-маски олицетворяют некое метафизическое зло, торжествующее в богооставленном мире. Разгулу зла противостоят трагические образы Христа и страдающего комедианта (Голова Христа, 1905, частное собрание. Старый клоун, 1917, частное собрание). В период 1917—1927 Руо посвятил себя графике, книжной иллюстрации, а также литературному творчеству. Графическая сюита Мизерере, созданная под впечатлением от событий мировой войны, раскрывает тему смерти и мученического удела человека на земле. С кон. 1910-х религиозная тематика в живописи Руо становится преобладающей. Лик Христа, фигуры святых, композиции Распятий трактуются в традициях средневекового искусства — готического витража, византийской мозаики, лиможской эмали.

Плотные черные линии очерчивают контур, внутри которого сияют насыщенные спектральные цвета (Распятие, 1918, частное собрание. Голова Христа, 1937—1938, Кливленд, Музей искусств. Наша Жанна, 1940—1948, частное собрание. Вероника, 1945, Париж, Нац. Музей современного искусства). В расширившемся репертуаре масок социальная сатира смягчается или вовсе исчезает. Театральные персонажи, фантастические фигуры королей и грандов трактуются в той же манере, что и герои Священной истории (Раненый клоун, ок. 1933, Париж, частное собрание. Мудрый Пьеро, 1940—1948, частное собрание). Художник подолгу, иногда годами, работал над своими малоформатными картинами, многократно переделывая их. Нижние слои краски, проступая сквозь верхние, создают эффект внутреннего, фосфоресцирующего свечения.

Образы-видения словно выплывают из некой запредельной глубины, воплощая в себе изначальное противоборство света и тьмы, разрушительного и созидательного начал (Старый король, 1937, Питсбург, Институт Карнеги. Последний романтик, 1937, частное собрание). Особое место в творчестве зрелого Руо занимает пейзаж. Широкие дали восточных ландшафтов окутаны вечерним сумраком, в котором таинственно мерцают спектральные цвета, выхваченные из мглы лучами заходящего солнца (Закат, 1937—1938, Вустер, Художественный музей. Христианский ноктюрн, 1952, Париж, Нац. Музей современного искусства). Многосторонняя одаренность Руо проявилась в разных областях творчества. В печатной графике, монументальном и прикладном искусстве (керамика, витраж, гобелен, эмаль), в сценографии, а также в поэзии и прозе.Лит.

Костеневич А. Живопись Жоржа Руо (1871—1958) // Искусство Франции XV—XX веков. Л., 1975. Rouault G. Sur l’art et sur la vie. Paris, 1971. Venturi L. Rouault. Paris, 1959. Courthion P. Georges Rouault. Paris, 1962..

Значения в других словарях
Рунге

, Филипп Отто (Runge, Philipp Otto) 1777, Ваольгаст, Померания — 1810, Гамбург. Немецкий живописец, рисовальщик. Учился в 1799—1801 в копенгагенской Академии художеств у Н. Альбигора, затем в Дрездене (1801—1803). С 1804 работал в Гамбурге. В раннем произведении Рунге Триумф любви (1801, Гамбург, Кунстхалле) обращение к монохромной композиции в виде рельефа с путти, строгая академическая манера рисунка свидетельствуют о влиянии манеры его учителя профессора копенгагенской Академии Альбигора. Как..

Рунеберг

, Валтер (Runeberg, Walter) 1838 — 1920, Хельсинки. Один из первых видных мастеров Финляндии в скульптуре. Обучался у К. Э. Шёстранда, затем у Р. В. Экмана. Занимался также в Копенгагене у Х. В. Биссена. Длительное время жил и работал в Риме, где изучал античную скульптуру. Группы Аполлон и Марсий (1867), Психея со светильником и кинжалом в руках (1878), Психея с орлом Юпитера (1875, все — Хельсинки, Атенеум) исполнены под влиянием античной скульптуры, обогатившей пластические возможности Рунебе..

Русиньол Пратс

, Сантьяго (Rusinol Pratz, Santiago) 1861, Барселона — 1931, Аранхуэс. Испанский живописец, рисовальщик, писатель, драматург, публицист. Выходец из богатой семьи каталонского коммерсанта. Вел независимую жизнь, тяготел к миру искусства и художественной богемы. Жил и работал в Барселоне, Сиджесе, Аранхуэсе и преимущественно в Париже, где сблизился с выдающимися деятелями французской культуры (Э. Золя, А. Доде), в 1890 встретил Р. Касаса и французского критика Мишеля Утрилло, сотрудничество с кото..

Рускони

, Камилло (Rusconi, Camillo) 1658, Милан — 1728, Рим. Итальянский скульптор. Мастер позднего барокко, имевший много последователей. Обучался в иезуитском колледже в Милане. С 15 лет занимался скульптурой под руководством Дж. Рузнати, автора декора фасадов церкви Санта Мария делла Пассьоне в Милане. Последний рекомендовал его римскому скульптору Э. Феррата, в мастерской которого Рускони работал в 1684—1686, помогая Феррата в исполнении заказов. Начал работать сначала в стукко, исполнив декор в ри..

Дополнительный поиск Руо Руо

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Руо" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Руо, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 3 символа