Сальвиати

210

, Франческо (Salviati, Francesco) 1510, Флоренция — 1563, Рим. Итальянский живописец. Представитель раннего этапа маньеризма — художественного течения, сформировавшегося во Флоренции и Риме в 1520—1530-е и ориентировавшегося на "манеру" — стилистические приемы мастеров Высокого Возрождения. Сын флорентийского ткача Микеланджело деи Росси, Франческо уже в юности принял фамилию своего покровителя кардинала Сальвиати. Работал во Флоренции, Риме, Венеции. Первые уроки живописи Сальвиати получил в мастерской второстепенного флорентийского живописца Рафаэля дель Бреша, в 1529 поступил в мастерскую ведущего флорентийского живописца Андреа дель Сарто. Посещал также мастерские Буджардини и скульптора Бандинелли. В 1531 Джорджо Вазари, друг отрочества Сальвиати и будущий автор знаменитых Жизнеописаний итальянских мастеров, вызвал Сальвиати в Рим.

Первая выполненная здесь значительная работа Сальвиати Благовещение (ок. 1533—1535, Рим, церковь Сан Франческо а Рипа) свидетельствует, что молодой мастер успел приобщиться к стилю римской школы, ориентируясь как на позднего Рафаэля, так и на Микеланджело. В нач. 1530-х Сальвиати выполнил несколько не дошедших до нас работ для проживавших в Риме знатных флорентийцев Альбовини и Сегарди. Отзвуки школы Рафаэля сказываются и в эффектной фреске Сальвиати Встреча Марии и Елизаветы (1538, Рим, ораторий Сан Джованни Деколлато). В кон. 1538 или нач. 1539 Сальвиати покинул Рим и, ненадолго задержавшись во Флоренции, отправился в Венецию, где пробыл два года (1539—1541). С венецианским периодом связана одна из самых изысканных работ Сальвиати — росписи в палаццо Гримани, принадлежавшем кардиналу Гримани, большому поклоннику римской школы.

Росписи большого зала Психеи не сохранились и известны только по гравюрам. Однако сохранились четыре изысканные композиции, обрамляющие свод круглого зала Аполлона, обрамленные орнаментом из стукко, в которых на терракотово-красном фоне предстают полные грации фигуры античных божеств, объединенные волнообразным ритмом (Аполлон перед Дельфийским оракулом, 1541, Венеция, палаццо Гримани). В 1543 Сальвиати возвратился во Флоренцию, где работал до 1548. Первый большой заказ, полученный им от правителя Флоренции герцога Козимо I Медичи, — росписи в зале приемов палаццо Веккио (1543—1545). Огромная фреска Триумф Камилла, украшающая этот зал, демонстрирует стремление художника создать величественную антикизированную многофигурную композицию, однако не относится к числу его творческих удач.

Нарочитая антикизация фигур участников триумфального шествия соединяется у художника со скульптурной жесткостью моделировки, застылостью поз и движений. В 1548 Сальвиати приезжает в Рим, где выполняет ряд больших многофигурных фресковых панно в Зале деяний Фарнезе (ок. 1549—1563, Рим, палаццо Фарнезе). Они посвящены историческим фактам, связанным с семьей Фарнезе, и в том числе роли, которую сыграли папа Павел III Фарнезе и его внук кардинал Алессандро Фарнезе в созыве Тридентского собора, призванного ограничить распространение лютеранства. На одной из этих фресок предстает сам Мартин Лютер, мирно беседующий с кардиналом. В последней значительной работе Сальвиати — росписях на библейские сцены в палаццо Саккетти (1552—1554, Рим), написанных в светлых, пастельных тонах, неожиданно открываются новые грани дарования мастера.

Особенно замечательно фресковое панно Вирсавия отправляется к Давиду с легкой фигурой Вирсавии, поднимающейся по изгибу лестницы к поджидающему ее Давиду.Лит. Briganti G. Der italienische Manierismus. Dresden, 1961. Cheney J. Francesco Salviati. Ann Arbor, 1963. Freedlander S. J. Painting in Italy. 1500—1600. Harmondsworth, 1971. Dumont C. Francesco Salviati au Palais Farnese de Rome et la decoration murable Italienne. Rome, 1973..

Значения в других словарях
Сабателли

, Луиджи (Sabatelli, Luigi) 1772, Флоренция — 1850, Милан. Живописец и рисовальщик, крупный мастер итальянского неоклассицизма. Поступил в Академию художеств Флоренции при содействии маркиза Пьетро Роберто Каппони, так как происходил из простой и бедной семьи. Был пенсионером Академии в Риме (1789—1793), где изучал произведения мастеров античности, Возрождения, болонской школы XVII в. (особенно Гверчино). В Риме посещал "Академию размышляющих" Феличе Джани, где сблизился с кругом итальянских и и..

Савольдо

, Джан Джироламо (Savoldo, Giovan Girolamo) Ок. 1480/1485, Брешия — ок. 1548, Венеция. Итальянский живописец. Мастер брешианской школы. Ученик основателя брешианской школы В. Фоппы (1427—1515). Работал в Брешии (до кон. 1510-х), в 1508 вступил в цех флорентийских художников. Ок. 1521 переехал в Венецию. Проведя большую часть жизни в Венеции, Савольдо в то же время в гораздо меньшей степени, чем другие мастера венецианской провинции (Террафермы), испытал влияние живописной школы Венеции. В основе..

Саммартино

, Джузеппе (Sammartino, Giuseppe) 1720, Неаполь — 1793, Неаполь. Итальянский скульптор южно-итальянской школы. Работал в Неаполе. В его манере традиции барокко соединились с веризмом неаполитанской пластики. Самой известной работой Саммартино является статуя Мертвый Христос в капелле Сан Северо ди Сангро в Неаполе. Возможно, она была начата А. Коррадини, работавшим в 1750 в этой капелле. Статуя Целомудрие Коррадини, принадлежащая к типу "donna velata" (скульптура, окутанная легкой просвечивающей..

Самостшельник

, Станислав (Samostrzelnik, Stanislaw) Ок. 1485, Краков — 1541, Могилянский монастырь близ Кракова. Польский живописец, миниатюрист периода Возрождения. Монах цистерцианского ордена, капеллан и придворный художник канцлера К. Шидловецкого (1511—1530). Побывал вместе с ним в Венгрии (1514) и Австрии (1515), где испытал воздействие искусства Ренессанса. Руководил мастерской миниатюры в Кракове. Помимо нескольких циклов книжных миниатюр (Молитвенник короля Сигизмунда I, 1524, Лондон, Британский муз..

Дополнительный поиск Сальвиати Сальвиати

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Сальвиати" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сальвиати, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 9 символа