Сергель

200

, Иоганн Тобиас (Sergel Johan Tobias) 1740, Стокгольм — 1814, Стокгольм. Шведский скульптор, рисовальщик. Мастер европейского неоклассицизма. Обучался у французского скульптора позднего барокко П. Ю. Ларживе, работавшего при дворе короля Густава III. После получения первого приза в Королевской академии Стокгольма с 1767 по 1778 жил и работал в Риме, занимался во Французской академии, сблизился с кругом римских мастеров, изучал античность, посетил Неаполь, Геркуланум, Помпеи. Уже в ранних работах (Ахилл и кентавр Хирон, ок. 1767. Венера и Анхиз, ок. 1769—1770, обе — Стокгольм, Нац. Музей) сказалось увлечение новым стилем, отход от традиций барокко и рококо, грации французской манеры Ларживе. Известность Сергелю принесли статуи Диомед (1771—1772), Отридат (1779), группа Марс и Венера (1771—1722), статуя Фавн (1770—1774, все — Стокгольм, Нац.

Музей), выдвинувшие его в число первых мастеров европейского неоклассицизма. Фавн был исполнен из каррарского мрамора для французского посла в Неаполе, барона де Бретеш. В мощной фигуре древнего божества сказалось влияние известной античной статуи Фавн Барберини (ныне — Мюнхен, Глиптотека), вызвавшей много подражаний у мастеров неоклассицизма. В статуе Отридат и группе Марс и Венера прототипом явилась античная группа Умирающий галл. Сергель создавал образы героические по внутреннему настрою, выбирая сюжеты из Илиады Гомера, известного трактата графа де Кейлюса Картины на сюжеты из Гомера и Вергилия, пользовавшегося популярностью в кругах художников-неоклассицистов. Статуя Диомед явилась, возможно, одной из ранних работ в стиле "героического неоклассицизма" в Риме.

Она была создана для английского заказчика — Г. Мансел-Талбота. В сильной коренастой фигуре Диомеда проявилось прекрасное знание Сергелем античной пластики, умение на основе идеального прототипа создавать образы, полные дыхания подлинной жизни. В меньшей степени Сергелю удавались образы лирического плана (Амур и Психея, 1774—1778/1786. Венера, 1778—1780, обе — Мюнхен, Глиптотека). В 1778 Сергель был отозван Густавом III в Стокгольм и стал придворным скульптором при короле Швеции, принимал участие в украшении Королевского дворца в Стокгольме. На родине работал в большей степени как портретист, создав около 200 портретных медальонов, около 40 бюстов (Портрет Густава III, 1780-е, Стокгольм, Нац. Музей), в которых проявил незаурядное дарование, унаследовав реалистическую манеру Ларживе.

Сергель исполнил много рисунков, среди которых тоже немало портретов (Автопортрет с женой Анной и сыном, Стокгольм, Нац. Музей), увлекался карикатурой. Сам художник запечатлен на рисунке своего друга И. Г. Фюсли Сергель на прогулке в Риме (1770—1778, Стокгольм, Нац. Музей). Высоко ценились копии с античной скульптуры, исполненные Сергелем. По совету посланника Великобритании в Неаполе, знатока античности и коллекционера, большие заказы Сергелю делал барон Г. Ф. Кретц, шведский посол при королевском дворе Франции, лично обращавшийся за разрешением к Густаву III. Автобиография, написанная И. Т. Сергелем, хранится в Королевской библиотеке Стокгольма.Лит. Antonsson O. Sergels ungdom och Romtid. Stockholm, 1942. Johan Tobias Sergel (1740—1814), Kunst um 1800.

Hamburger Kunsthalle, 22. Mai bis 21. September 1975. Munchen, 1975. Bjurstrom P. Sergel Technar. Stockholm, 1976. Cederof U., Magnus O. Sergel. Stockholm, 1990. Catherine the Great and Gustav III. Nationalmuseum 9 october 1998 — 28 february 1999. Helsingborg, 1999..

Значения в других словарях
Сент-Обен

, Габриэль де (Saint-Aubin, Gabriel de) 1724, Париж — 1780, Париж. Французский график, живописец. Происходил из семьи художников. Его отец, дядя и брат были придворными рисовальщиками короля. С 1747 Габриэль посещал курсы при Королевской академии живописи и скульптуры, учился у Жора и Буше. Три раза (1752—1754) принимал участие в конкурсе на Большую премию по классу живописи. Разочарованный неудачей, становится приверженцем Академии Св. Луки. Здесь преподает (до 1776), выставляет свои произведен..

Сёра

, Жорж (Seurat, Georges) 1859, Париж — 1891, Париж. Французский живописец и график. Наряду с Синьяком инициатор течения "неоимпрессионизм". Творчество Сёра приходится на период, получивший название "постимпрессионизм". Родился в состоятельной семье, которая поддерживала его желание стать художником. С 1875 посещает Муниципальную школу рисунка, в 1878 принят в Школу изящных искусств, в мастерскую А. Леманна, ученика Энгра. Сёра много работает с натуры, копирует в Лувре, прилежно осваивает основы ..

Серпотта

, Джакомо (Seppotta, Giacomo) 1656, Палермо — 1732. Итальянский скульптор. Уроженец Сицилии, обучался у отца Гаспаре Серпотта мастера-резчика по дереву традиционному искусству сицилийцев. Возможно, работал в Риме, испытав влияние Дж. Л. Бернини. Особенно это проявилось в статуе Св. Моника в церкви Сан Агостино в Палермо, напоминающей Св. Терезу Бернини. Исполнил конную статую Карла II для Мессины (эскиз — Трапани, Музей). Наиболее известные работы. Статуи Юдифь (1687) и Милосердие (1687—1696, об..

Сиберехтс

, Ян (Siberechts, Jan) 1627, Антверпен — ок. 1703, Лондон. Фламандский живописец. Сын скульптора Я. Сиберехтса. Работал в Антверпене, с 1648—1649 стал мастером, в 1650, по-видимому, посетил Италию, в 1672 переехал в Лондон. Творчество Сиберехтса приходится в основном на 2-ю пол. XVII в., пору художественного спада искусства Фландрии, измельчания его образов и подражания иноземным образцам. Завершая национальную линию во фламандской живописи, Сиберехтс писал в суховатой и холодной серебристой жив..

Дополнительный поиск Сергель Сергель

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Сергель" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сергель, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 7 символа