Сирлин
, Йорг Старший (Syrlin, Jorg der Altere) Ок. 1425, Ульм — 1491, Ульм. Немецкий скульптор переходного периода от поздней готики к Раннему Возрождению. Работал главным образом в Ульме, где упоминается с 1449. Руководил большой мастерской резчиков по дереву и столяров. После смерти Йорга Старшего его дело продолжил сын — Йорг Сирлин Младший (ок. 1455 — после 1523). Главное произведение Сирлина Старшего и его мастерской — вырезанное из дерева скульптурно-декоративное оформление собора в Ульме (1468—1480). Оно включало в себя главный алтарь (1473—1480, не сохранился), тройное епископское кресло на западной стороне хора (1468) и ряды кресел, расположенные вдоль южной и северной стен хора (1469—1474). Наиболее интересны в пластическом отношении именно последние работы, изобильно украшенные скульптурой.
Длинные ряды кресел — это не просто предметы меблировки, а своеобразные архитектурные сооружения. Высокие спинки увенчаны резными балдахинами готического рисунка, над которыми возвышаются стройные готические же фиалы, где, по мнению исследователей, стояли статуи Марии и Христа (не сохранились). Помимо них скульптура размещена в трех зонах сооружения. Это рельефные полуфигуры апостолов и святых в треугольных обрамлениях балдахина, ниже, в прямоугольном обрамлении на спинках кресел, — изображения ветхозаветных пророков и пророчиц, каждые пять-шесть кресел фланкированы по бокам полуфигурами античных философов, поэтов и сивилл. Вся эта грандиозная композиция подчинялась определенной богословской программе.
Наверху — представители высших небесных сил, ниже — святые и апостолы христианской эры, еще ниже — ветхозаветные образы и, наконец, в самом низу — деятели языческого времени. Поскольку южная стена была посвящена Деве Марии, а северная — Христу, то соответственно на южной стороне размещались женские фигуры, на северной — мужские. Наиболее интересны с художественной точки зрения полуфигуры нижнего яруса. По-видимому, многие из них исполнены собственноручно Сирлином. Своеобразие творческой манеры и совершенное мастерство скульптора проявилось здесь особенно наглядно. Поясные изображения древних мудрецов, поэтов и ученых располагаются на уровне глаз прихожан храма, давая им возможность рассмотреть различные характеры и типы изображенных людей.
Образы настолько индивидуальны, что в них угадываются портретные черты современников художника. Мастер находит для каждого из своих героев особую позу, жест, выразительный, непохожий на других облик, изображает их за разными занятиями, порой с тем или иным инструментом в руках. Остротой персональной характеристики, сложностью композиционного построения некоторые из статуй напоминают более ранние бюсты немецкого скульптора Герхарта, исполненные из камня. Можно предполагать, что Сирлин знал работы своего предшественника и считал их образцом для себя.Лит. Либман М. Я. Немецкая скульптура. 1350—1550. М., 1980. Voge W. Jorg Syrlin der Altere und seine Bildwerke. Berlin, 1950..
Дополнительный поиск Сирлин
На нашем сайте Вы найдете значение "Сирлин" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сирлин, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 6 символа