Уге
, Джауме (Huguet, Jaime) Ок. 1415, Валлс, близ Таррагоны — 1492, Барселона. Испанский живописец. Представитель каталонской школы Раннего Возрождения. О его юности известно крайне мало. Первоначально обучался, по-видимому, у своего деда и опекуна художника Пере Уге. Работал между 1435—1445 в Сарагосе, затем в Таррагоне, с 1448 до самой смерти жил в Барселоне. Создавал алтарные образы для крупных церквей города и его окрестностей, завел обширную мастерскую, сотрудничал с другими живописцами, привлекая их для совместных заказов. Стал знаменитым мастером Каталонии, слава о нем вышла за ее пределы. Многие из произведений Уге, составлявшие сложные алтарные композиции, оказались разрозненными, дошли в отдельных фрагментах.
Затруднена точная датировка, особенно ранних произведений. Однако то, что сохранилось из его капитальных работ, позволяет отнести творчество Уге, в котором сливаются черты передового и архаичного, старого и нового, реального и условно-воображаемого, к крупным явлениям европейской живописи XV в. В изысканной готизирующей манере написана центральная часть алтаря с изображением Мадонны с Младенцем для приходской церкви в Вальмоле (Барселона, Музей каталонского искусства). Созданные в разные периоды картины из алтарного цикла, посвященного св. Винсенту из Саррии (Барселона, Музей каталонского искусства), во многом сохраняют архаические черты, в них господствует повествовательное начало, ощущение жизни как бы растворяется в более частном, в обилии деталей.
О том, что в испанское искусство вошел живописец ренессансного склада, свидетельствует одна из ранних и самых известных работ Уге — центральная часть триптиха Св. Георгий и принцесса, полная лиризма и ощущения жизни (Барселона, Музей каталонского искусства). Оттенок камерности, присущий этой небольшой картине, скорее исключение, нежели правило в кругу произведений каталонского мастера, которому удалось исключительно ярко почувствовать изобразительные и декоративные особенности монументального испанского алтарного образа (ретабло). Он создал величественные композиции. Св. Антоний Аббат (1455—1458, после пожара в 1909 дошли только фрагменты). Алтарь Коннетабля Португальского (1465, церковь Санта Агеда в Барселоне), Св.
Бернардин и ангел-хранитель (1462, Барселона, Музей собора), Св. Августин (1465—1480, Барселона, Музей каталонского искусства). Среди шедевров испанской живописи Раннего Возрождения — Алтарь святых Абдона и Сенена в церкви Сан Педро в Таррасе близ Барселоны (1459—1460). Христианские мученики Абдон и Сенен (их необычные имена объясняются происхождением из знатных персидских семей), глубоко почитаемые среди каталонских землевладельцев покровители урожая, представлены в облике прекрасных стройных юношей в изысканных придворных костюмах. С мощенной изразцами галереи открывается вид на далекие холмы и горную долину, но небо написано золотом. Три части пределлы посвящены деяниям святых целителей Косьмы и Дамиана.
Художник тяготел к общему, собирательному типу, наделенному конкретным наблюдением натуры. Его герои сходны между собой и легко узнаваемы — высокие, сухощавые, неяркие по внешности, с длинными простыми открытыми лицами. При внешней однотипности лица обладают живостью выражения. Взгляды персонажей усиливают действенность сцен, где фигуры еще хранят скованность поз и традиционность жестов. Герои Уге наделены благочестием, достоинством, благожелательностью, спокойным, граничащим с хладнокровием самообладанием. Тем не менее его произведения выделяются своеобразной активизацией образа человека. Так, пламенный проповедник св. Бернардин в упомянутой картине барселонского собора принадлежит к числу самых сильных и запоминающихся образов каталонской живописи XV в.
Многие особенности творчества Уге воплотились в позднем Посвящении св. Августина в сан епископа (Барселона, Музей каталонского искусства), центральной части огромного алтаря, заказанного цехом кожевников для церкви августинцев в Барселоне и в целом исполненного при участии мастерской. Художник внес ощущение реальности в традиционную статичную композицию. Св. Августин, воплощение власти, величия, вознесенного над земной жизнью, представлен в окружении толпы тесно сгрудившихся и поглощенных происходящим священников и монахов, наделенных на редкость живыми и выразительными взглядами. Картина с ее множеством поистине драгоценных деталей вызывает ассоциацию с ковром, красочной средневековой шпалерой.Лит. Rowland P.
Jaime Huguet. Cambridge (Mass.), 1932. Gudiol J. Ainaud J. Huguet. Barcelona, 1948. Arnaud J. Jaime Huguet. Madrid, 1955..
Дополнительный поиск Уге
На нашем сайте Вы найдете значение "Уге" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Уге, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "У". Общая длина 3 символа