Фальконе

216

, Этьенн Морис (Falconet, Etienne Moris) 1716, Париж — 1791, Париж. Французский скульптор. Происходил из среды ремесленников. Его отец был столяром, дядя — мастером по обработке камня — это стало добротной основой для будущей профессии. Фальконе — один из крупнейших французских скульпторов XVIII в. Учился у Ж. Лемуана. На протяжении всей жизни Фальконе много читал, изучал философию, писал сам, оставив глубокие, не утратившие актуальности Размышления о скульптуре. Его другом был писатель, просветитель, художественный критик, участник создания Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел Д. Дидро. При вступлении в Королевскую академию Фальконе представил скульптурную группу Милон Кротонский, терзаемый львом (1744—1745, Санкт-Петербург, Гос.

Эрмитаж. Ок. 1754, Париж, Лувр). Согласно преданию, борец Милон из Кротона, шестикратный победитель на Олим- пийских играх 532—516 до н. Э., пытался расщепить пень, с которым не могли справиться лесорубы. Однако его рука оказалась намертво защемленной в расщелине пня, и в это время атлета растерзал лев. Композиция отмечена несомненным талантом мастера, с энергией и темпераментом передана ярость схватки, в работе проявился интерес художника к сильным, ярким характерам, к темам, исполненным героического пафоса и драматизма. К сожалению, в течение многих лет тяга скульптора к героическим образам оставалась невостребованной. Первый заказ Фальконе получает в 1748 — Франция, обнимающая бюст Людовика XV — по рисунку Ш.

Куапеля, первого художника короля. "Это была работа, вынужденная бедностью", — признавался мастер. В последующие годы скульптор работает в духе модного в ту эпоху стиля рококо (от франц. Rocaille — раковина), создавая миловидные камерные скульптуры, принесшие ему славу. Для замка Бельвю маркизы Помпадур Фальконе выполняет статую Музыка (1751—1752, Париж, Лувр). От образа поющей девушки веет чистотой, трогательным простодушием. Мелодичность ритмов и линий превращает скульптуру в олицетворение гармонии. В 1757—1766 Фальконе возглавлял модельную мастерскую Севрской мануфактуры. Талант мастера, художественный вкус, тонкое понимание особенностей материала (знаменитые статуэтки Севра делались из фарфора без покрытия глазурью — т.

Н. "бисквит") облагородили продукцию мануфактуры. Некоторые модели Фальконе выполнял по рисункам известного живописца Ф. Буше, многие создавал сам. Его влияние ощущалось и после отъезда скульптора в Россию. К 1757 относится триумфальный успех Фальконе в Салоне, где он выставил Купальщицу и Грозящего амура (обе — Париж, Лувр). Автору удалось вдохнуть в мифологический образ бога любви ощущение естественности и жизненности. Изящество, грация движений, таинственная улыбка, предвещающая очередную шалость амура, передают и прелесть детства, и опасное очарование лукавого божества. Пленительной легкости и светлой радости исполнена Девочка — Психея (1758, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). Пластически совершенна статуэтка Флора (1750—1760, Санкт-Петербург, Гос.

Эрмитаж) с ее классической отточенностью силуэта, чистотой линий, красотой и гармонией форм. Композиция построена на плавно круглящихся, гибких контурах, отмечена особой мелодичностью ритмов. "Вылеплены" не только плоть, объемы, но и внутристатуарное пространство — это не пустоты, а пространственные паузы, подчиненные тем же гармоническим ритмам, что и формы. Флора — подлинный шедевр камерной пластики. Работы Фальконе полны обаяния, они словно источают свет и озарены улыбкой их создателя, влюбленного в жизнь и красоту. "Самое идеально прекрасное в скульптуре, как и в живописи, должно быть сгустком подлинно прекрасной природы", — писал Фальконе (Зима, 1771, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж. Пигмалион и Галатея, 1763, Париж, Лувр).

В 1760-х в произведениях скульптора начинают все ощутимее проявляться веяния классицизма, работы становятся сдержаннее по чувству, строже, лаконичнее по форме. Нежная грусть (1763, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). Однако область малой пластики все меньше удовлетворяла мастера. Он чувствовал, что способен на большее, его вдохновляли идеи и образы, которым становилось тесно в границах камерной формы. Отчасти ему удалось реализовать свои замыслы в цикле скульптур для церкви Сен-Рок (1753—1766). Из 8 композиций (Благовещение, Распятие и др.) сохранилось лишь Моление о чаше (1757—1762, Париж, церковь Сен-Рок). Остальные погибли во время революции 1789—1794. Самой большой удачей в жизни Фальконе стал заказ Екатерины II на памятник Петру I для Петербурга.

Русская императрица состояла в переписке со многими выдающимися людьми Европы, в том числе и с Дидро. Именно он посоветовал привлечь в качестве автора для столь ответственного предприятия своего друга Фальконе. Дидро справедливо полагал, что гений скульптора еще не имел возможности выразить себя в полную мощь, что на родине его "обрекли на создание изящной скульптуры, на мадригалы, на идеи изысканные и утонченные". Россия, превратившаяся в XVIII в. В могучую державу, реформы Петра I, сама неординарная личность русского царя вызывали в Западной Европе пристальный интерес. Вольтер написал Историю России при Петре Великом. Фальконе принял предложение, договор был подписан в июне 1766, и скульптор 12 лет жил и работал в России.

Чем более Фальконе проникался созидательным размахом деятельности Петра I, тем более его захватывал образ могучего правителя России, захватывал и вдохновлял. Ему хотелось создать нечто грандиозное и великое, под стать Петру, создать главный памятник столицы. Однако, когда французский скульптор приехал в Санкт-Петербург, ему сразу же предложили несколько проектов монумента. Проект президента Академии художеств И. И. Бецкого изобиловал аллегорическими фигурами, рельефами, надписями и т. Д. В другой Записке, представленной в Сенат, автору рекомендовалось сделать так, чтобы Петр правым глазом смотрел на Адмиралтейство и в сторону империи, а левым — смотрел на Васильевский остров и Ингерманландию. Фальконе язвительно заметил, что "подобное положение глаз возможно лишь при косоглазии".

Независимый и мыслящий скульптор отверг все предложения, чем вызвал недовольство Бецкого, который впоследствии доставлял ему много неприятностей. К чести Екатерины II она приняла сторону Фальконе, сказав ему. "Посмейтесь над глупцами и идите своей дорогой". Скульптор так определял идею монумента. "Я ограничусь только статуей героя, которого не рассматриваю ни как полководца, ни как победителя. Надо показать людям прекрасный образ законодателя, простирающего свою десницу над страной. Он поднимается наверх скалы, служащей пьедесталом — это символ побежденных трудностей". Великолепна фигура Петра, он кажется летящим на своем скакуне, в нем воплощены созидательные силы России, ее мощь, ее надежды. Выразительно и грозно лицо властелина.

В работе над головой Петра скульптору помогала его ученица М. А. Колло. Блистательно решение постамента — без него памятник многое бы потерял, ибо динамика его форм подчеркивает устремленность вперед. Фальконе решил использовать в качестве постамента естественную скалу, и такая нашлась в окрестностях столицы — гигантский "Гром-камень". Кажется, сама природа (или гений Петербурга) помогали мастеру в создании своего великого творения. После необходимой обработки, которая должна была подчеркивать пластическую идею монумента, многотонная громада с величайшими трудностями была доставлена в столицу и заняла место на Сенатской площади. После завершения работы над монументом и отливкой его в бронзе Фальконе покинул Россию, и открытие памятника, приуроченное к 20-летию воцарения Екатерины II, состоялось в 1782 без него.

Некоторое время мастер жил в Гааге, где готовил к изданию свои литературные труды (вышедшие в Швейцарии в 1781), а в 1780 вернулся в Париж. Академия художеств Франции присудила Фальконе звание адъюнкт-ректора. Скульптор скончался в 1791, оставив после себя прекрасные, полные юной грации и обаяния камерные скульптуры, и один из самых гениальных монументов в истории мировой пластики.Лит. Переписка императрицы Екатерины II с Фальконетом. СПб., 1876. Аркин Д. Медный всадник. Памятник Петру I в Ленинграде. М. Л., 1958. Зарецкая З. В. Фальконе. Л. М., 1965. Falconet. Euvres. Lausanne, 1781. Vol. 1—6. Reau L. Etienne-Maurice Falconet. Paris, 1922. Vol. 1—2. Levitine G. The sculpture of Falconet. Greenwich, 1972..

Значения в других словарях
Фавретто

, Джакомо (Favretto, Giacomo) 1849, Венеция — 1887, Венеция. Итальянский живописец. Мастер итальянского веризма 2-й пол. XIX в. Родился в семье плотника, но здоровье не позволяло помогать отцу, работал в юности в магазине канцелярских принадлежностей. Его талант заметил живописец Ф. Вазон, у которого он обучался до поступления в Академию художеств в Венеции, где занимался у М. Григолетти и П. Мольменти. Изучал работы голландских мастеров XVIII в. И мастеров Возрождения, постигая их приемы переда..

Файнингер

, Лионель (Feininger, Lyonel) 1871, Нью-Йорк — 1956, Нью-Йорк. Немецкий и американский живописец, график. Принадлежал к семье немецких иммигрантов в США. В 1887 отправился в Германию с намерением обучаться музыке, однако по прибытии в Европу решил стать художником. В период 1887—1893 обучался в Школе прикладного искусства в Гамбурге, в берлинской Академии художеств, в мастерской Капогросси в Париже. На первых порах работал как карикатурист, добившись в этой области значительных успехов. Исполняя..

Фантен-Латур

, Анри (Fantin-Latour, Henri) 1836, Гренобль — 1904, Бюре, Орн. Французский живописец и график. Первым учителем Фантен-Латура был отец, портретист. Вместе с семьей переезжает в Париж, поступает в мастерскую де Буабодрана в 1851. Но подлинных учителей он находит в Лувре — Тициана, Веронезе, Ван Дейка, Ватто. Подружившись с художником Уистлером, подолгу живет в Англии (4 раза с 1859 по 1881), где приобретает известность. Сближается с прерафаэлитами, особенно с Россетти. В 1863 принимает участие в ..

Фанцаго

, Карло (Fanzago, Carlo) 1591, Клузоне — 1678, Неаполь. Итальянский скульптор. Ломбардец по происхождению, работал в Неаполе. Мастер южноитальянского барокко. Ему приписываются работы. Св. Бруно (Неаполь, чертоза ди Сан Мартино), главный алтарь (Неаполь, церковь Санта Мария ди Константинополи), статуи Давид и Иеремия (Неаполь, церковь Джезу Нуово), статуи святых (Неаполь, капелла дель Тезоро). Исполнял инкрустации из цветного мрамора для надгробий и декора капелл Неаполя и Сицилии (Палермо, капе..

Дополнительный поиск Фальконе Фальконе

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Фальконе" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Фальконе, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 8 символа