Фаттори

200

, Джованни (Fattori, Giovanni) 1825, Ливорно — 1908, Флоренция. Итальянский живописец, рисовальщик, гравер. Тосканская школа. Учился в Ливорно у Дж. Бальдини. С 1846 по 1849 занимался у Дж. Беццуолли во флорентийской Академии художеств. В 1848—1849 принимал участие в революционных событиях Рисорджименто. Произведения, созданные после окончания Академии, выполнены в традициях романтической итальянской живописи сер. XIX в. (Прощание с жизнью, 1854, Ливорно, частное собрание. Мария Стюарт в лагере Крокстона, 1858—1859, Флоренция, галерея Питти). В кон. 1850-х возглавляет художественно-выставочное объединение "Школа маккьяйоли", в которое вошли молодые живописцы Тосканы С. Лега, Т. Синьорини, А. Чечони, О. Боррани, а также художники, приехавшие во Флоренцию из других областей Италии.

Вместе с мастерами этого объединения впервые показал свои работы в 1861 на Всеитальянской выставке во Флоренции. "Бунт" "маккьяйоли" против академических принципов обучения проявился в отказе от традиционных сюжетов из мифологии, античной и христианской истории, в обращении к темам из современной действительности. Новая живописная техника "маккьяйоли" — живопись цветовым пятном (pittura di macchia) — позволяла фиксировать на пленэре светоцветовые изменения натуры. Среди собиравшихся в флорентийском кафе "Микеланджело" "маккьяйоли" Фаттори был признанным авторитетом, и его мнение высоко ценилось участниками происходивших здесь дискуссий. В манере живописи цветовым пятном художник начал работать в кон. 1850-х.

По-веристски документально повествовали о событиях Рисорджименто его ранние большие полотна (Итальянский лагерь в битве при Маджента, 1861—1862. Битва при Кустоце, 1876—1878, оба — Флоренция, галерея Питти), небольшие полужанровые-полубытовые сценки (Трое солдат, 1859—1860, Генуя, частное собрание. Отдых кавалерии, 1860-е, Ливорно, частное собрание. Белая стена, ок. 1870, Вельданьо, собрание Марццотто). Рисунки к большинству работ были выполнены на местах сражений. Подлинно новым словом в искусстве Италии явились и написанные в 1860—1870-х в окрестностях Флоренции и Ливорно пейзажи (Сардиния в Ливорно, 1865, Флоренция, частное собрание), небольшие картины с изображениями фигур в пленэре (Ротонда Пальмьери, 1866, Флоренция, галерея Питти.

Диего Мартелли в Кастильончелло, 1866. С. Лега пишет на берегу моря, 1866—1867. Крестьянки в окрестностях Ливорно, ок. 1865, все — Милан, частные собрания). Особой, присущей тосканским мастерам пластикой цвета, свежестью и непосредственностью восприятия цветового богатства натуры они напоминают этюды. Под впечатлением поездки в Рим (1872) было создано полотно Римские извозчики (1872—1873, Флоренция, галерея Питти), ставшее известным произведением итальянского веризма XIX в. В 1875 Фаттори посетил Париж, где встретился с Дега и импрессионистами, но открытия французских мастеров, знаменующие новый этап в развитии европейской пленэрной живописи, не произвели на него впечатления, он остался в последующие годы приверженцем манеры "маккьяйоли".

В 1880—1890-е художник создал серию полотен на сюжеты из жизни погонщиков быков (буттеро), передав в ней колорит природы и жизни обитателей тосканской низменности Мареммы (Клеймение быков в Маремме, 1887, Генуя, собрание Тарагони. Рынок в Сан Гауденцио, 1886—1887, Флоренция, галерея Питти. Мертвая лошадь, 1903, Генуя, собрание Тарагони). Правдиво повествуют о труде крестьян и рыбаков Мареммы картины Красная тележка (1883—1886, Милан, галерея Брера), Сбор сена в Маремме (1880-е, Флоренция, частное собрание), Починщики сетей (1880—1885, Генуя, собрание Тарагони) с характерным для "маккьяйоли" вниманием к цветовой передаче натуры. В созданных Фаттори портретных образах близких людей (Кузина Арджия, 1861, Флоренция, галерея Питти), по-веристски характерных "портретах-типах" (Морской волк, 1880, Монтекатини, частное собрание.

Монах, 1880-е, Италия, частное собрание), серии автопортретов (1854, 1884, Флоренция, галерея Питти. 1874, Крема, собрание Страмецци. 1894, Флоренция, частное собрание) раскрылось лирическое дарование художника, умевшего правдиво и проникновенно рассказывать о характере человека. Фаттори занимался также гравюрой, создав в технике офорта серии видов Флоренции и Ливорно. С 1886 художник преподавал во флорентийской Академии художеств, где имел много учеников. Творчество Фаттори оказало значительное влияние на итальянских мастеров XIX—XX вв. Среди его учеников и последователей были художники различных творческих дарований — Пелицца да Вольпедо, А. Соффичи, О. Розаи, Э. Рослер-Франц, Модильяни, но всех их объединяло почерпнутое у Фаттори преданное служение искусству, любовь к жизни и к человеку во всех их проявлениях.

В 1920-е на родине художника в Ливорно было создано художественное объединение "Школа Лаброника" (К. Доменичи, Дж. Бартолена, М. Пуччини и др.), мастера которого считали Фаттори своим учителем. Галерея в Ливорно носит имя Фаттори, скульптором В. Джеминьяни создан установленный перед ней памятник художнику.Лит. Федотова Е. Д. Джованни Фаттори — художник "школы Маккьяйоли". М., 1992. G. Fattori. Ricordi biografici. Firenze, 1909. Vitali L. Lettere dei macchiaioli. Torino, 1953. Bianciardi L. Giovanni Fattori. L’opera completa. Milano, 1970..

Значения в других словарях
Фанчелли

, Доменико Алессандро (Fancelli, Domenico Alessandro) 1469, Сентиньяно — 1515, Сарагоса. Итальянский скульптор, работавший в Испании. Его творчество вобрало в себя многие характерные особенности флорентийской надгробной скульптуры XV в. Как большинство иностранцев, приехавших в Испанию, Фанчелли известен только своими испанскими работами. Он принадлежал, по-видимому, к тому общему типу второстепенных у себя на родине мастеров, творческие возможности которых выявились с разной степенью результати..

Фаруффини

, Федерико (Faruffini, Federico) 1831, Сесто Сан Джованни — 1869, Перуджа. Итальянский живописец. Мастер ломбардской школы. Принадлежал к литературно-художественному направлению "Ломбардская скапильятура" (Д. Ранцони, Т. Кремона, Дж. Гранди, Дж. Кар- новалли и др.). Учился в Павии у Дж. Трекура, в Академии Брера — у Дж. Бертини. Вместе с Дж. Карновалли работал в Кремоне, изучал живопись венецианских колористов, Корреджо. В 1847—1848, 1855 посетил Рим с Дж. Карновалли. Подобно мастерам "скапильят..

Фейербах

, Ансельм (Feuerbach, Anselm) 1829, Шпейер — 1880, Венеция. Немецкий живописец. Племянник философа Л. Фейербаха. С 1836 занимался в Университете Фрейбурга. В 1845—1848 учился в дюссельдорфской Академии художеств у Шадова, К. Ф. Зона, Ширмера, в 1848—1850 — у К. Раля в мюнхенской Академии художеств, где увлекся исторической живописью. В 1850 некоторое время посещал Академию художеств Антверпена. С 1851 по 1854 занимался в ателье Кутюра в Париже, испытал его влияние, интересовался живописью Курбе...

Фейт

, Ян (Fyt, Jan) 1611, Антверпен — 1661, Антверпен. Фламандский живописец. Выдающийся мастер натюрморта и анималистической картины. В 1621 учился у Я. Ван ден Берха, затем у Ф. Снейдерса и работал в его мастерской. С 1629 член антверпенской гильдии живописцев. После 1631 долгое время путешествовал, жил и работал в Париже (1633—1634), Венеции и Риме (с 1635), в 1642, 1655 посетил Голландию. В 1641 возвратился в Антверпен. Написанные в период между 1638—1661 сравнительно небольшие по размерам станк..

Дополнительный поиск Фаттори Фаттори

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Фаттори" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Фаттори, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 7 символа