Фрагонар

154

, Жан Оноре (Fragonard, Jean Honore) 1732, Грасс — 1806, Париж. Французский живописец и график. Признанный исследователями как один из самых значительных европейских мастеров XVIII в., Фрагонар с кон. XVIII до сер. XIX в. Пережил эпоху почти полного забвения. Его живописное наследие оказалось перегружено сомнительными атрибуциями, плохими копиями и просто подделками современников. Необыкновенное разнообразие и плодовитость его кисти до сих пор изумляют знатоков. Как бы ни усложняли эти особенности ясное представление о художнике, но именно в разнообразии и свободе кроется огромное обаяние Фрагонара. Родившийся на юге Франции, Фрагонар рано оказался в Париже, семья прочила его в ученики нотариуса. К счастью, он быстро понял свои склонности и начал учиться у Буше, Шардена и затем снова у Буше, который вскоре решительно выделил талантливого юношу из остальных учеников.

В 1752 Фрагонар получает первую премию римского конкурса. Его ранние ученические работы очевидно подражают манере Буше, но уже выдают твердую и уверенную руку. Годы, проведенные Фрагонаром в Италии (1756—1761) в компании с Робером и богатым любителем искусств аббатом Сен-Ноном, окончательно сформировали молодого мастера. Работы этого периода демонстрируют сложившееся и уверенное мастерство (Гроза, 1759, Париж, Лувр. Маленький парк, ок. 1760, Лондон, собрание Уоллес). Второй парижский период творчества художника (1761—1773) начинается с быстрого и легкого официального признания. Представленная им в Салон 1765 мифологическая композиция Корез и Каллироя (Париж, Лувр) безусловно принята академическими критиками и самим королем.

Однако Фрагонар удивительно равнодушно отнесся к собственному успеху, он решительно отказывается от академической карьеры и даже перестает интересоваться официальными заказами. Отныне он увлеченно и пылко работает для частных покупателей, как будто наслаждаясь свободой и разнообразием заказов, огромным успехом действительно превосходных картин этого периода (Счастливые возможности качелей, 1767, Лондон, собрание Уоллес. Музыка, Вдохновение, Портрет Дидро, все — 1769, Париж, Лувр). Но 1760-е приносят с собой резкую перемену вкусов, на волне бурного увлечения классицизмом недавно еще любимые и модные художники начинают внезапно подвергаться насмешкам и гонениям. Не удается избежать этой участи и Фрагонару.

Тяжело переживая ситуацию, он уезжает путешествовать, сначала на родной французский юг, а затем в Италию и Австрию (1773—1774). Творческим результатом поездки стали многочисленные превосходные путевые зарисовки, выполненные в технике сангины и слависа. Последний парижский период художника (1774—1806) постепенно скучнеет событиями и фактами. Страстная творческая активность Фрагонара снижается, то счастливое время, когда он писал, как будто не чувствуя преград и затруднений, и портреты, и пейзажи, и декоративные композиции, гедонистические или откровенно пикантные жанровые сцены, проходит. Фрагонар по-прежнему кажется всемогущим живописцем, но под влиянием обстоятельств он пишет все меньше и меньше. Еще предстоит разобраться в запутанных деталях позднего периода художника, но такие знаменитые его произведения, как Поцелуй украдкой (1780-е, Санкт-Петербург, Гос.

Эрмитаж), Портрет Давида (частное собрание), с прежней силой демонстрируют его чувственный темперамент, свободу легкого, экспрессивного мазка и редкий дар импровизации.Лит. Золотов Ю. К. Фрагонар. М., 1959. Федотова Е. Д. Фрагонар. М., 2004. Reau L. Fragonard, sa vie et son ?uvre. Paris, 1956. Fragonard. Exposition. Grand Palais. Catalogue. 1987..

Значения в других словарях
Фостель

, Вольф (Vostel, Wolf) Род. 1932, Леверкузен. Немецкий график, акционист и мастер видеообъектов. Обучался фотолитографии в Кёльне (1950—1953). Занимался свободной неакадемической живописью и экспериментировал с техникой печати в Художественно-промышленной школе города Вупперталя (1954). Посещал Высшую школу искусств в Париже (1955—1956) и Гос. Художественную академию в Дюссельдорфе (1957). С 1955 Фостель занимался теорией и практикой "де-коллажа", т. Е. Создавал композиции приемом демонтажа поли..

Фотрие

, Жан (Fautrier, Jean) 1898, Париж — 1964, Шатне-Малабри. Французский живописец. С 1909 жил в Англии, где с 14-летнего возраста обучался в Королевской академии художеств. В 1917 вернулся во Францию. Портретные работы нач. 1920-х отмечены влиянием примитивизма (Тирольские женщины в праздничных костюмах, или Воскресная прогулка, Париж, Нац. Музей современного искусства). В сериях 1926—1930 — Горные пейзажи, Ледники, Обнаженные, Разделанные туши — экспрессивная живопись приближается к грани абстрак..

Фридрих

, Каспар Давид (Friedrich, Caspar David) 1774, Грейфсвальд, Померания — 1840, Дрезден. Немецкий живописец, рисовальщик, гравер. В 1794—1798 занимался у Абильгора в Академии художеств Копенгагена, где сформировался как пейзажист. С 1798 работал в Дрездене. В 1801 сблизился с Рунге и кружком романтиков — Л. Тиком, Новалисом, Г. Ф. Клейстом. В 1801, 1802, 1806 совершил поездки на остров Рюген. Начал писать маслом в 1807. В 1810 путешествовал в горы Ризенгебирге вместе с художником Г. Ф. Керстингом...

Фриез

, Отон (Friesz, Othon) 1879, Гавр — 1949, Париж. Французский живописец. Учился в гаврской Школе изящных искусств (1896—1900). В 1900 приехал в Париж, где продолжил образование в Школе изящных искусств под руководством Л. Бонна. В 1905—1907 входил в объединение фовистов. В пейзажах и портретах этого периода обобщенные формы, охваченные темным контуром, заполняются яркими чистыми цветами (Эстак, 1906. Фернан Флёре, ок. 1907, обе — Париж, Нац. Музей современного искусства. Антверпенская гавань, 190..

Дополнительный поиск Фрагонар Фрагонар

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Фрагонар" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Фрагонар, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 8 символа