Фридрих

163

, Каспар Давид (Friedrich, Caspar David) 1774, Грейфсвальд, Померания — 1840, Дрезден. Немецкий живописец, рисовальщик, гравер. В 1794—1798 занимался у Абильгора в Академии художеств Копенгагена, где сформировался как пейзажист. С 1798 работал в Дрездене. В 1801 сблизился с Рунге и кружком романтиков — Л. Тиком, Новалисом, Г. Ф. Клейстом. В 1801, 1802, 1806 совершил поездки на остров Рюген. Начал писать маслом в 1807. В 1810 путешествовал в горы Ризенгебирге вместе с художником Г. Ф. Керстингом. С этого момента в его произведениях преобладают изображения гор и моря. В том же году знакомится с И. В. Гёте, посетившим его мастерскую в Дрездене. В 1811 совершает поездку в Герц и Иену. В 1818 вновь путешествует на остров Рюген с художником К.

Г. Карусом. Член берлинской и дрезденской (1816) Академий. С 1824 профессор дрезденской Академии. Известности художника в России способствовала его дружба с В. А. Жуковским, познакомившимся с Фридрихом в 1821 во время путешествия по Германии. В пейзажах Зима (1808, Мюнхен, Новая пинакотека), Аббатство среди дубовых деревьев (1810, Берлин, Шарлоттенбург), Крест среди горящих деревьев (1811), Крест в горах (ок. 1812, оба — Дюссельдорф, Художественный музей), Собор (1818, Швейнфурт, частное собрание) проявился интерес художника к культуре прошлого, ее национальной самобытности. Тема распятия, характерная для старых немецких мастеров, величественные руины готических соборов, заброшенные монастыри и аббатства в пейзажах Фридриха обретают новое романтическое звучание.

Увлекавшийся архитектурой, художник сам занимался реставрацией памятников, всегда стремился к археологической точности их воспроизведения, делал обычно много зарисовок во время путешествий. Сцены зимнего пейзажа или полыхающего сухого леса, на фоне которых как символы времени высятся руины и распятия, привносят в картины чувство необычного и таинственного. И хотя пространственные планы строятся по колористическому принципу, в пейзажах ощутим поиск передачи цветом более индивидуального, конкретного момента жизни природы. В произведениях Меловые горы на острове Рюген (ок. 1818, Винтертур, собрание О. Рейнхардта), Двое созерцающих луну (1819—1820, Дрезден, Картинная галерея), Восход луны над морем (1821—1822, Берлин, Гос.

Музеи), На паруснике, Закат солнца (Братья) и Гавань ночью (Сестры, 1821, все — Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж) художник дает "далевой" взгляд на бесконечное пространство от фиксированной точки зрения — помещенных на первом плане фигур людей, созерцающих в поэтической тишине открывающийся вид. Сопоставление малого и большого, конечного и бесконечного в его горных и морских ландшафтах усиливает ощущение величия, космичности природы. Присущий Фридриху интерес к конкретному воспроизведению пейзажного мотива, разнообразных эффектов естественного освещения не нарушает общую картинность пейзажей. Освещенные загадочным лунным или ровным дневным солнечным светом меловые скалы побережья на острове Рюген около селения Аркона, где любил работать художник, виды пейзажей Померании всегда заключают в себе величие природного, почти мистического чувства и конкретного созерцательного мотива.

Патриотическая тема звучит в полотне художника Охотник в лесу (1813, частное собрание), в котором фигура французского охотника на фоне зимнего немецкого лесного пейзажа символизирует фигуру нежданного пришельца-завоевателя. Прекрасный рисовальщик, Фридрих часто работал в технике рисунка сепией, особенно во время путешествий на Рюген, который он называл "земля души". Творчество Фридриха оказало значительное влияние на последующее развитие европейского романтического пейзажа.Лит. Каспар Давид Фридрих и его современники. Каталог выставки. М., 1975. Федотова Е. Д. Фридрих. М., 2002. Caspar David Friedrich in Briefen und Bekenntnissen / Hrsg. Von S. Hinz. Berlin, 1974. Caspar David Friedrich. Ausstellung. Hamburg, 1974. Hamburger Kunsthalle, 14.

Sept. Bis 3. Nov. 1974. Katalog. Munchen, 1974. Univerfehrt G. Caspar David Friedrich. Munchen, 1984. Caspar David Friedrich in der Hamburger Kunsthalle. Album. Stuttgart, 1993..

Значения в других словарях
Фотрие

, Жан (Fautrier, Jean) 1898, Париж — 1964, Шатне-Малабри. Французский живописец. С 1909 жил в Англии, где с 14-летнего возраста обучался в Королевской академии художеств. В 1917 вернулся во Францию. Портретные работы нач. 1920-х отмечены влиянием примитивизма (Тирольские женщины в праздничных костюмах, или Воскресная прогулка, Париж, Нац. Музей современного искусства). В сериях 1926—1930 — Горные пейзажи, Ледники, Обнаженные, Разделанные туши — экспрессивная живопись приближается к грани абстрак..

Фрагонар

, Жан Оноре (Fragonard, Jean Honore) 1732, Грасс — 1806, Париж. Французский живописец и график. Признанный исследователями как один из самых значительных европейских мастеров XVIII в., Фрагонар с кон. XVIII до сер. XIX в. Пережил эпоху почти полного забвения. Его живописное наследие оказалось перегружено сомнительными атрибуциями, плохими копиями и просто подделками современников. Необыкновенное разнообразие и плодовитость его кисти до сих пор изумляют знатоков. Как бы ни усложняли эти особеннос..

Фриез

, Отон (Friesz, Othon) 1879, Гавр — 1949, Париж. Французский живописец. Учился в гаврской Школе изящных искусств (1896—1900). В 1900 приехал в Париж, где продолжил образование в Школе изящных искусств под руководством Л. Бонна. В 1905—1907 входил в объединение фовистов. В пейзажах и портретах этого периода обобщенные формы, охваченные темным контуром, заполняются яркими чистыми цветами (Эстак, 1906. Фернан Флёре, ок. 1907, обе — Париж, Нац. Музей современного искусства. Антверпенская гавань, 190..

Фрит

, Уильям Пауэлл (Frith, William Powell) 1819, Харрогит — 1909, Лондон. Английский живописец. Учился в Художественной школе Сасса в Блумсбери и в школе Королевской академии художеств, членом последней стал в 1853. Начал с картин на темы из классической литературы (У. Шекспир, О. Голдсмит, В. Скотт), что соответствовало вкусам времени. С 1850 совершал неоднократные поездки в Бельгию, Голландию, Германию, в 1875 побывал в Италии. Ок. 1851 переключился на бытописательские сюжеты. Он выполнил серию э..

Дополнительный поиск Фридрих Фридрих

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Фридрих" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Фридрих, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 7 символа