Хем

182

, Ян Давидс де (Heem, Jan Davidsz de) 1606, Утрехт — 1684, Антверпен. Голландский живописец. Мастер натюрморта. Учился у Б. Ван дер Аста в Утрехте. Работал в Лейдене (1625—1636), Антверпене, где жил в 1636—1658 и после краткого пребывания в Утрехте в 1669—1672 вторично в 1672—1684. Восприимчивый к воздействию различных художественных течений, де Хем создавал картины первоначально в духе тщательно выписанных архаичных цветочных и фруктовых натюрмортов Б. Ван дер Аста, затем в Лейдене обратился к жанру натюрмортов Vanitas (аллегория бренности) в манере группы художников, находившихся под влиянием Рембрандта. В Антверпене, завоевав широкую известность, сблизился с традициями фламандского натюрморта Ф. Снейдерса и создателя цветочных гирлянд Даниэля Сегерса.

Картины де Хема крупного горизонтального формата с изображением праздничных столов, архитектуры и условного пейзажа заставлены дорогой утварью и предметами щедрой трапезы. Типичное для голландских мастеров натюрморта понимание единства светотеневой и живописной среды (П. Клас, В. Хеда) соединилось здесь с чисто фламандским тяготением к изобилию и роскоши земных благ (Натюрморт с десертом, 1640, Париж, Лувр. Натюрморт с ветчиной, омаром и фруктами, ок. 1660, Амстердам, Рейксмузеум). Его произведениям, рассчитанным прежде всего на создание эффектного зрелища, не хватало, однако, столь типичного для фламандской живописи ощущения стихийной полноты жизни. Сочетание декоративной пышности и суховатого рационализма отличает прославившие де Хема цветочные натюрморты, соединяющие в сложной, искусно построенной композиции многочисленные растения, цветущие в разное время года, с тщательно изображенными мельчайшими деталями, в том числе всякого рода насекомыми — мухами, бабочками, гусеницами, стрекозами и т.

П. Наделенные тонким чувством колорита, роскошные букеты де Хема не только дарили эстетическое наслаждение, но и погружали современного ему зрителя в мир многозначных символических образов, связанный с идеей бренности, скоротечности всего земного, цветения и увядания, жизни и смерти (Фрукты и ваза с цветами. Memento Mori, Череп и букет цветов, обе — Дрезден, Картинная галерея. Плоды и ваза цветами, 1655, Цветы в вазе, обе — Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). Высокая культура цветоводства в Голландии, любовь к цветам, их скрытый религиозный и светский язык иносказаний способствовали исключительному успеху этого жанра в разнообразных кругах общества. Произведения де Хема, его учеников и последователей, писавших картины по эскизам мастера, широко распространялись в художественных центрах Голландии и Фландрии.Лит.

Щербачева М. Натюрморт в голландской живописи. Л., 1945. Stilleben in Goldener Jahrhundert Jan Davidsz de Heem und sein Kreis. Ausstellung (1991. Utrecht / Braunschweig). Braunschweig, 1991..

Значения в других словарях
Хейсум

, Ян ван (Huiysum, Jan van) 1682, Амстердам — 1749, Амстердам. Голландский живописец. Учился у своего отца, известного художника Юстуса ван Хейсума. Работал с 1704 в Амстердаме. Писал натюрморты с цветами и фруктами (Натюрморт с фруктами, Шверин, Художественный музей. Парные картины Цветы и Цветы и плоды, исполненные по заказу Р. Уолпола для замка Хоутон-Холл <Англия>, обе — 1722, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). Традиции цветочного натюрморта были продолжены Хейсумом почти до сер. XVIII в...

Хеккель

, Эрих (Heckel, Erich) 1883, Дёбельн, Саксония — 1970, Радольфцель, Боденское озеро. Немецкий живописец и график. Представитель экспрессионизма. В 1905 обучался на архитектурном отделении Высшего технического училища в Дрездене и вместе с Кирхнером, Шмидтом-Ротлуфом, Ф. Блейлем основал художественную группировку "Мост", положившую начало немецкому экспрессионизму. Эволюция живописной манеры Хеккеля типична для художников "Моста". От бурной динамики раздельных красочных мазков (Женский портрет, 1..

Хемскерк

, Мартен ван (Heemskerck, Maerten van) 1498, Хемскерк, близ Харлема — 1574, Харлем. Нидерландский живописец. Учился в Харлеме у К. Виллемса, в Делфте у Я. Лукаса, в Утрехте у Скорела. В 1532—1536 посетил Италию, в т. Ч. Рим, где испытал влияние Микеланджело, делал зарисовки античных памятников. Работал в Харлеме (с 1537). В 1572 поселился в Амстердаме. Творчество Хемскерка характерно для поздней, маньеристической фазы нидерландского романизма. В его многофигурных алтарных картинах, порой грандио..

Хиллестрём

, Пер (Hillestrom, Per) 1732, Рослаген — 1816, Стокгольм. Шведский художник. Учился в Академии рисунка в Стокгольме. В 1757 переехал в Париж, где занимался в мастерской Ф. Буше. Испытал влияние Ж. Б. С. Шардена. С 1758 жил в Стокгольме. С 1776 член Академии художеств. С 1810 директор. Специализировался в жанре бытовой живописи. В картинах Пер Хиллестрёма, всегда очень сдержанных по колористической гамме, детально переданы среда и реакция персонажей, оценка художника не лишена назидательности и с..

Дополнительный поиск Хем Хем

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Хем" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Хем, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Х". Общая длина 3 символа