Хиллиард

156

, Николас (Hilliard, Nicholas) 1547, Эксетер — 1619, Лондон. Английский художник. Мастер портретной миниатюры. Родился в семье ювелира, где получил первые навыки ремесла златокузнеца, обернувшиеся позже утонченной изысканностью в его живописи. В 1562—1569 обучался у ювелира королевы Р. Брандона. Ок. 1570 становится придворным миниатюристом и ювелиром Елизаветы I. Имя его наставника в миниатюрной живописи неизвестно, но сам художник утверждал, что всегда старался следовать манере Г. Гольбейна Младшего. Однако в отличие от последнего писал миниатюры с натуры, не используя подготовительного рисунка. Большое значение Хиллиард придавал теории пропорций Дюрера и высоко ценил его гравированные портреты, ему были также известны труды теоретиков маньеризма, в частности Дж.

П. Ломаццо. Пребывание во Франции в 1576—1578/1579 обогатило мастера знакомством с культурой французского Возрождения, живописным и в особенности карандашным портретом, работами художников школы Фонтенбло. На основе ренессансного мироощущения Хиллиард сумел создать свой оригинальный стиль, продолжив развитие традиций английского искусства, связанных с достижениями средневековой книжной миниатюры. При отказе от светотеневой лепки объемов главными выразительными средствами его произведений стали чистые нежные цвета акварели, линия и рисунок. Ясный, четкий силуэт, тонкая прорисовка лиц и деталей костюма, колкие кружевные воротники, напоминающие узоры сводов готических капелл, рождают изображения необычайной изысканности и аристократизма.

Вместе с тем мастер обладал даром проникновения в эмоциональный строй модели, выявляя ее человеческое достоинство и обаяние. С 1580-х в его произведениях усиливается меланхолическое настроение, художник стремится подчеркнуть в персонаже склонность к рефлексии. Своеобразный психологизм и в известной мере загадочность портретов Хиллиарда дополняются символическими деталями, эмблемами и девизами, написанными изящной каллиграфией. В кон. 1580—1590-х мастер создал серию кабинетных миниатюр, в которых модель предстает в полный рост. В них он попытался соединить принципы миниатюрной живописи и парадного портрета. Многие выдающиеся деятели двора Елизаветы I были покровителями мастера и его заказчиками. Именно кисть Хиллиарда донесла до нас их облик и атмосферу ушедшей эпохи в целом.

Свои эстетические взгляды и отдельные секреты ремесла художник изложил в Трактате об искусстве миниатюры (ок. 1601). В нач. XVII в., официально оставаясь придворным миниатюристом Якова I, мастер постепенно утратил ведущее положение, уступив место Оливеру. Основные произведения. Портрет неизвестного в возрасте 24-х лет (1572), Автопортрет (1577), Портрет Алисы Брандон, жены художника (1578, все — Лондон, Музей Виктории и Альберта), Портрет сэра Уолтера Рэли (ок. 1585, Лондон, Нац. Портретная галерея), Юноша среди розовых кустов (ок. 1588), Портрет Елизаветы I в образе Цинтии (ок. 1600, оба — Лондон, Музей Виктории и Альберта). Кисти художника приписываются также несколько станковых портретов Елизаветы I.Лит. Воронина Т.

С. Николас Хиллиард и английский портрет эпохи Шекспира. М., 1992. Pope-Hennessy J. A. A Lecture on Nicholas Hilliard. London, 1949. Auerbach E. Nicholas Hilliard. London, 1961..

Значения в других словарях
Хемскерк

, Мартен ван (Heemskerck, Maerten van) 1498, Хемскерк, близ Харлема — 1574, Харлем. Нидерландский живописец. Учился в Харлеме у К. Виллемса, в Делфте у Я. Лукаса, в Утрехте у Скорела. В 1532—1536 посетил Италию, в т. Ч. Рим, где испытал влияние Микеланджело, делал зарисовки античных памятников. Работал в Харлеме (с 1537). В 1572 поселился в Амстердаме. Творчество Хемскерка характерно для поздней, маньеристической фазы нидерландского романизма. В его многофигурных алтарных картинах, порой грандио..

Хиллестрём

, Пер (Hillestrom, Per) 1732, Рослаген — 1816, Стокгольм. Шведский художник. Учился в Академии рисунка в Стокгольме. В 1757 переехал в Париж, где занимался в мастерской Ф. Буше. Испытал влияние Ж. Б. С. Шардена. С 1758 жил в Стокгольме. С 1776 член Академии художеств. С 1810 директор. Специализировался в жанре бытовой живописи. В картинах Пер Хиллестрёма, всегда очень сдержанных по колористической гамме, детально переданы среда и реакция персонажей, оценка художника не лишена назидательности и с..

Хоанес

, Хоан де (Joanes, Joan de) 1523, Валенсия — 1579, Валенсия. Испанский живописец. Представитель династии валенсийских художников итальянизирующего направления. Глава семьи — старательный и серьезный мастер Хуан Висенте Масип (ок. 1475—1550), работавший над многими церковными заказами, был учителем своего знаменитого сына, прозванного "испанским Рафаэлем". Секрет этой огромной популярности, по-видимому, заключался в том, что вкусам набожного валенсийского общества художник импонировал набором про..

Хоббема

, Мейндерт (Jobbema, Meindert) 1638, Амстердам — 1709, Амстердам. Голландский живописец и рисовальщик. Пейзажист. Учился, вероятно, в 1656—1658 у Я. Рейсдала в Амстердаме. Работал в Амстердаме, где в 1663—1669 его творчество пережило краткий период расцвета. В 1669 поступил на службу акцизным чиновником городской таможни, и его деятельность как художника, по-видимому, значительно сократилась. В ранних произведениях испытал сильное влияние Рейсдала, но затем вступил на самостоятельный путь, следу..

Дополнительный поиск Хиллиард Хиллиард

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Хиллиард" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Хиллиард, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Х". Общая длина 8 символа