Ходлер
, Фердинанд (Hodler, Ferdinand) 1853, Берн — 1918, Женева. Швейцарский живописец, график. Учился в мастерской отчима, художника-декоратора Г. Шюпбаха. В 1867—1868 занимался у Ф. Зоммер-Колье в Туне. В 1870 уехал из Туна в селения Шеффесбург и Лангеталь, где писал пейзажи. С 1871 учился в Женеве в Художественной школе у Б. Мена, ученика Коро. Затем покинул Женеву и переехал в Лангеталь. С сер. 1870-х начал выставляться. В 1879 посетил Испанию, впоследствии постоянно жил в Женеве. Принимал участие в 1890-х в выставках "Берлинского Сецессиона", а также парижском салоне символистов "Роза и крест". Писал пейзажи, портреты, картины аллегорического и символического содержания, сцены из швейцарской народной жизни. В колорите произведений 1870 — нач.
1880-х на современные бытовые сюжеты Часовщики в Мадриде (1879, Люцерн, Художественный музей), Молитва в кантоне Берн (1881, Берн, Художественный музей) сказалось влияние манеры старых мастеров, которых Ходлер изучал во время поездки в Испанию. В жанре реалистического "портрета-типа" решены картины Школьник (1875, Базель, Художественный музей), Философствующий рабочий (1884, Женева, Музей искусства и истории), Утомленные жизнью (1887, Винтертур, собрание О. Рейнхардта). Резко очерченный темный контур, свидетельствующий об увлечении живописью Гольбейна, придает пластике фигур строгость и четкость. В 1870—1880-е художник часто изображает модели в интерьерах, придавая портретам сходство с бытовыми сценами (Сапожник Ф.
Нуком, 1878, Винтертур, собрание О. Рейнхардта. Мать и дитя, 1888, Нюрнберг, Германский нац. Музей). С сер. 1880-х Ходлер резко меняет живописную манеру и обращается к новым для него сюжетам символического содержания. В картинах Взгляд в бесконечность (1885, не сохранилась), Ночь (1890), Эвритмия (1895), День (1899, все — Берн, Художественный музей), Весна (1901, Хаген, Музей К. Э. Остхауза), Истина (1903, Цюрих, Кунстхалле) появился поиск выразительных возможностей цвета и декоративно-плоскостного построения композиции. Ритму расположения женских фигур в пейзаже (Ночь, День, Истина, Весна) или процессии старцев в белых мантиях (Эвритмия) отвечает строгая горизонтальная симметрия цветовых плоскостей, контуров, повторяющихся движений и жестов.
Вторящие параллелизму линий цветовые зоны усиливают живописную экспрессию полотен. Цвет и линия становятся в картине-панно Ходлера главными выразителями определенного эмоционального состояния — экстатического порыва, чувства томления, погруженности в сон. Этот прием, характеризующий поиски живописи европейского модерна, Ходлер переносит и в монументальную живопись. Ритм больших пятен оранжевых, зеленых, голубых цветов строго вторит горизонтальной читаемости сюжета из истории швейцарского национально-освободительного движения (Отступление при Мариньяно, 1900, Цюрих, Нац. Музей истории Швейцарии). Фреска Университета в Иене Восстание студентов (1908) была в годы Первой мировой войны забита досками до 1919 из-за шумихи, поднятой вокруг имени художника, подписавшего протест против бомбежек немецкой авиацией Реймсского собора.
В пейзажах Ходлера с видами величественных заснеженных вершин Альп, живописных швейцарских озер и горных рек (Эйгер, Менх и Юнгфрау при лунном освещении, 1908, Женева, галерея Мооса. Дубы в Штокгорне в Бернском кантоне, Москва, Гос. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Юнгфрау, 1911, Винтертур, собрание О. Рейнхардта. Вид на Монблан с Женевского озера, 1918, Женева, Музей искусства и истории) динамика цвета и экспрессивный мазок предвосхищают живопись экспрессионистов. В них проявился научный интерес художника к оптическому смещению цветов, изменению цвета под воздействием света. В 1897 Ходлер сделал в Обществе друзей изобразительных искусств доклад на эту тему. Новые приемы своей декоративно-плоскостной живописи Ходлер привнес и в портрет.
Портреты современников (Профессор Г. Сали, 1904, Берн, частное собрание. Е. Шмидт-Мюллер, 1915, Золотурн, частное собрание. А. Лашеналь, 1916, Женева, Музей искусства и истории) строятся на гармонии больших цветовых плоскостей, выразительном темном контуре. Живопись Ходлера как одного из самобытных мастеров европейского модерна оказала влияние на искусство XX в.Лит. Варшавский Л. Р. Фердинанд Ходлер. М., 1980. Muhlestein H., Schmidt G. Ferdinand Hodler. Sein Leben und seine Werke. Zurich, 1983. Ferdinand Hodler. Katalog der Ausstellung. National Galerie, Berlin, Staatlische Museen. Zurich, 1983..
Дополнительный поиск Ходлер
На нашем сайте Вы найдете значение "Ходлер" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ходлер, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Х". Общая длина 6 символа