Холлоши
, Шимон (Hollosy Simon) 1857, Марамарошсигет, ныне Марамуреш, Румыния — 1918, Тёче, ныне Тячево, Украина. Венгерский живописец. Учился в Училище натурного рисунка в Будапеште (1875—1876) и в мюнхенской Академии художеств (1878—1882). С 1886 руководил собственной художественной школой-студией в Мюнхене, которая привлекала многих художников, ищущих новые пути в искусстве. С 1896 Холлоши и его ученики на летний период выезжали в трансильванский городок Надьбанью (ныне Байя-Маре, Румыния). В 1902, разойдясь во взглядах с соратниками, мастер покинул Надьбанью, продолжив творческую и педагогическую деятельность с 1904 в Тёче, в Закарпатской Украине. Творчество Холлоши развивалось поначалу в русле традиционной жанровой живописи.
Для его картин 1880-х характерна занимательность сюжета, сдобренного ноткой юмора. Обычно это сценки из крестьянской жизни (Доброе винцо, 1884. Лущение кукурузы, 1885. Веселое общество, 1888, все — Будапешт, Венгерская нац. Галерея). Однако стремление к чистоте и светоносности колорита, отказ от темных "музейных" тонов отличали уже и здесь живопись мастера от обычной продукции мюнхенских жанристов того времени. Неудовлетворенность системой обучения в мюнхенской Академии художеств вынудили Холлоши заняться педагогической деятельностью. Он стремится к непосредственности и искренности в передаче событий народной жизни, ищет общественно значимые сюжеты. И, самое главное, считает, что венгерское искусство может стать истинно национальным только на родной почве, "под венгерским небом, в общении с возрождающимся народом".
Этими убеждениями продиктовано решение уехать в Надьбанью (позднее в Тёче) — живописные местечки, входившие тогда в состав Венгрии. Вместе с группой соотечественников-единомышленников и учеников, среди которых были художники разных национальностей, он изучает тамошнюю природу, пишет пленэрные пейзажи, изображает реальных людей, а не стандартных мюнхенских натурщиков. С кон. XIX в. До самых последних своих дней Холлоши был занят работой над картиной Марш Ракоци. Он хотел создать собирательный образ венгерского народа, объединенного знаменем национально-освободительной борьбы. Осталось множество этюдов и эскизов к этой так и не завершенной картине, отличающихся острой характерностью и выразительностью. В историю венгерского искусства кон.
XIX — нач. XX в. Холлоши вошел не только как интересный живописец, но и в еще большей степени как выдающийся педагог. У него учились не только крупные венгерские художники, но и мастера из Германии, Польши, России (среди них — М. В. Добужинский, В. А. Фаворский, К. С. Петров-Водкин и др.). Холлоши учил свежести восприятия в передаче натуры, предостерегал от сухости и замученности формы, говорил о важной роли впечатления для живописца, что сближало его с импрессионизмом.Лит. Тихомиров А. Н. Шимон Холлоши и его русские ученики // Искусство. 1957. № 8. Тихомиров А. Н. Искусство Венгрии. М., 1961. Мастера искусства об искусстве. М., 1969. Т. 5. Кн. 2. Nemeth L. Hollosy Simon es kora muveszete. Budapest, 1956..
Дополнительный поиск Холлоши
На нашем сайте Вы найдете значение "Холлоши" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Холлоши, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Х". Общая длина 7 символа