Цорн

207

, Андрес Леонард (Zorn, Andres Leonard) 1860, Мура — 1920, Стокгольм. Шведский живописец, график, скульптор. В 1877—1881 учился в Академии художеств в Стокгольме. Работал в Стокгольме, Англии (1882—1885). Посетил Италию (1882), Испанию (1884). В 1888—1896 жил в Париже, выставлялся в выставочных залах у Дюран-Рюэля, Ж. Пети вместе с молодыми художниками, отделившимися от академического Салона. Пользовался вниманием французской критики. Дружил с Либерманом и Эдельфельтом. В 1887 побывал в Алжире. С 1896 окончательно поселился в Муре. В 1897 по приглашению С. Мамонтова и С. Дягилева посетил Россию. Неоднократно бывал в США. Писал портреты, бытовые сцены, занимался акварелью, офортом, делал скульптуру из дерева и бронзы. В Муре находится музей художника.

Первой работой Цорна в живописи маслом явилось полотно Рыбак (1887, Люксембург, Художественный музей). Оно было написано в рыбачьем поселке Сент-Ив на южном побережье Корнуолла в Англии, где Цорн жил и работал вместе с группой финских и американских художников зимой 1887. В эти годы формируются антиакадемическая творческая позиция Цорна, желание изображать неприукрашенную натуру, передавать пленэрные наблюдения. Картиной Первое купание (1889, Хельсинки, Атенеум) художник начал свою большую серию Ню 1890-х. Полотно получило золотую медаль на Международной выставке в Париже в 1889 и было подарено Цорном его другу А. Эдельфельту для музея в Хельсинки. Серия с изображением обнаженных моделей возникла под влиянием Купальщиц Ренуара, увиденных Цорном на выставке в Париже.

В серии Ню Цорн передает фигуры в пейзаже или в интерьере при разнообразных эффектах освещения. Крепкие женские тела смотрятся пластически весомо, сохраняя характерность северной натуры (Купальщица, 1897, Москва, Гос. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). После возвращения в Швецию по воспоминаниям о поездке в Париж были написаны картины В омнибусе (1890-е, Мура, Музей Цорна), Вальс (США, частное собрание), Ночной эффект (1895, Гамбург, Кунстхалле). Цвет эмоционально передает в них динамику и красочность жизни Парижа, состояние человека в этом постоянно меняющемся ритме городского бытия. В полотне Ночной эффект на красном серебрящемся фоне в ореоле ночного мерцания, исходящего от зеленоватых газовых уличных фонарей и желтой лампы, в зале маленького парижского кафе одиноко смотрится фигура молодой парижанки.

Под влиянием живописи М. Либермана были созданы в 1890-е полотна на бытовые сюжеты (Выпечка хлеба в Муре, 1889, Стокгольм, частное собрание. Танцы в Иванову ночь, 1890-е, Москва, Гос. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), передающие колорит народной жизни. Значительное место в творчестве Цорна занимал портрет. Подобно Мане, Дега, художник часто изображал модели в интерьере (А. Пруст, 1888, частное собрание. Ж. Б. Форе, 1891, Карлштадт, Художественная галерея. М. Либерман, 1891, Мура, Музей Цорна). Образы шведской крестьянки (Мона, 1898), юной рыжеволосой девушки (Магрит, 1898, оба — Мура, Музей Цорна), играющего на виолончели музыканта (Хинс Андерс, 1904, Стокгольм, Нац. Музей) полны жизненной энергии. В портретах Цорна проявилось увлечение живописью старых мастеров, колоритом Веласкеса и Халса, светотенью Рембрандта (Автопортрет, 1915, Мура, Музей Цорна).

Работы кон. 1890—1900-х отличаются изысканными в духе Дж. Сарджента цветовыми сочетаниями черного и белого, черного и желтого, эффектной позой моделей. Их вертикально удлиненная форма свидетельствует также о влиянии европейской салонной живописи кон. XIX в. (Миссис Вальтер Бэкон, 1897, Нью-Йорк, музей Метрополитен. И. Стюарт-Гарднер, 1894, Марта Дана, 1899, оба — Бостон, Музей изящных искусств). Крупнейший мастер шведской живописи XIX в., Цорн оказал значительное влияние на современную живопись Швеции.Лит. Андрес Цорн и его современники. Каталог выставки. Л., 1981. Im Lichte des Nordes. Skandinavische Malerei um die Jahrhundert Wende. Kunstmuseum, Dusseldorf. Katalog. Myten. Stockholm, 1984..

Значения в других словарях
Хюбнер

, Карл Вильгельм (Hubner, Carl Wilhelm) 1814, Кенигсберг — 1879, Дюссельдорф. Немецкий художник. Дюссельдорфская школа. Первые уроки брал у Р. Вольфа в Кенигсберге. В 1838—1841 учился в дюссельдорфской Академии художеств у Шадова и К. Ф. Зона. С 1841 имел собственную мастерскую в Дюссельдорфе. С 1856 был председателем объединения дюссельдорфских художников. Являлся также основателем объединения "Malkasten" ("Этюдник"), созданного в Дюссельдорфе во время революционных событий 1848. Молодые художн..

Цадкин

, Осип (Zadkine, Ossip) 1890, Смоленск — 1967, Париж. Французский скульптор, график. Отец Цадкина был преподавателем древних языков, мать принадлежала к семье кораблестроителей Лестер, выходцев из Шотландии, прибывших в Россию в кон. XVII в. По приглашению Петра I. Художественная одаренность Цадкина проявилась в раннем детстве. Он хорошо рисовал, обладал прекрасным музыкальным слухом, играл на скрипке. "Однажды, будучи еще мальчиком, — вспоминал Цадкин, — я нашел великолепную белую глину. Когда ..

Чедини

, Костантино (Cedini, Costantino) 1741, Венеция — 1811, Венеция. Итальянский живописец, Последователь манеры Дж. Б. Тьеполо. В творчестве Чедини уже сказалось влияние эклектики. Он имел много заказов и пользовался большой известностью, будучи избранным в 1804 президентом Академии художеств Венеции. Подобно другим своим современникам, он цитировал приемы С. Риччи и Дж. Б. Тьеполо, обращался к модной технике гризайли. В одном из залов палаццо Эмо Каподилиста в Падуе (1770) художник изобразил сцену..

Челлини

, Бенвенуто (Cellini, Benvenuto) 1500, Флоренция — 1571, Флоренция. Итальянский скульптор, ювелир. Талантливый писатель, автор биографической книги Жизнь Бенвенуто, сына маэстро Джованни Челлини, флорентийца, написанная им самим во Флоренции, а также более чем 100 сонетов и трактатов о ювелирном искусстве, зодчестве, ваянии. Работал в Риме (1523—1539), Париже (1540—1545), Флоренции (1545—1571). Сын флорентийского музыканта, Бенвенуто был обучен своим отцом искусству игры на флейте и корнете и пр..

Дополнительный поиск Цорн Цорн

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Цорн" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Цорн, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ц". Общая длина 4 символа