Чурригера

272

(Churriguera) — семья испанских архитекторов и скульпторов, работавших в Испании в кон. XVII — нач. XVIII в. И давших название архитектурно-декоративному стилю чурригереско (churrigueresco), испанскому варианту барокко. Под названием чурригереско обычно подразумевается вся барочная архитектура Испании. Состоявшая из пяти братьев, уроженцев Барселоны, семья Чурригера первоначально поселилась в Мадриде, а затем обосновалась в Саламанке, украсив этот кастильский город архитектурными и скульптурно-декоративными работами. Как правило, постройки чурригереско просты, даже традиционны в своей объемной композиции. В них отсутствуют столь типичная для барочной архитектурной системы повышенная пластика массы здания и динамичность внутреннего пространства.

Всю силу своей фантазии испанские мастера отдают пышной, крайне перегруженной виртуозной декорации фасадов, заполняя его поверхность вычурной орнаментикой (изогнутые, волнообразные и разорванные карнизы, витые и канделябровые колонны, гирлянды, раковины, консоли, занавески, вазы, виноградные лозы, медальоны, гербы, ленты, волюты, круглые, овальные, трехлепестковые отверстия). Испанское барокко имело глубокие корни в национальном зодчестве, много унаследовав от платереско (platero — ювелир), стиля раннего испанского Возрождения, с его принципом наложения на плоскость стены измельченных декоративных форм, сходных с ювелирным изделием. Как и в платереске ведущим мотивом барочной композиции стал входной портал, своего рода роскошный алтарь, украшающий подчас строгую и малорасчлененную поверхность фасада.

В испанском барокко зодчий уступает место декоратору, скульптура вытесняет архитектуру. Не случайно все братья семьи Чурригера в равной мере строили здания, создавали огромные резные позолоченные алтари, а также предметы убранства культовых и светских интерьеров. Старший из братьев Хосе Бенито Чурригера (Churriguera, Jose Benito, 1665 — 1725) считается самым известным мастером, определившим главные особенности стиля и давшим ему название. Однако произведений Хосе сохранилось немного, а сам характер его творчества оказался более приверженным традиции по сравнению со смелыми новшествами его младших братьев. Сооруженный им на улице Алькала в Мадриде, где он работал с 1689, дворец маркиза и банкира Хосе Гойенече был в 1773 значительно перестроен (с 1752 дворец заняла Королевская академия художеств).

Настоящий шедевр мастера — алтарь церкви доминиканского монастыря Сан Эстебан в Саламанке (1693). Это величественное здание XVI в. Славилось в городе резным порталом в стиле платереско. Алтарь Чурригеры с огромными витыми позолоченными колоннами, обвитыми виноградными лозами, соперничает с ним редкой красотой. Безупречное чувство пропорций связывает это прекрасное сооружение с внушительным пространством храма. Порожденные эпохой Просвещения новые идеи градостроительства коснулись даже отсталой Испании. В нач. XVIII в. Предприимчивый Хосе Гойенече для производства местной керамики и изделий из стекла основал городок Нуэво Бастан в 15 км к юго-западу от Алькала де Энарес в Кастилии. Хосе Чурригера в 1709—1713 спроектировал и застроил этот городок.

План следовал строгой симметрии, здания двухэтажного дворца с башнями и приходской церкви отличались в основном традиционностью форм. Фонтан на городской площади, главный алтарь церкви, посвященный миссионеру св. Франциску Ксавье, были выполнены самим мастером. Два младших брата — Хоакин Чурригера (Churriguera, Joaquin, 1674—1724) и Альберто Чурригера (Churriguera, Alberto, ум. В 1750) известны большим количеством и разнообразием работ. Их заказы в Саламанке были в первую очередь связаны с Новым собором, который принадлежал к числу поздних соборов Испании. В 1714 Хоакин Чурригера был назначен главным архитектором собора, он — создатель его купола (разрушенный лиссабонским землетрясением, в 1755 перестроен в верхней части), ансамбля хора с рядами резных, украшенных скульптурой скамей.

В городе им были сооружены здания коллегий. Де Анайя, Калатрава. Творческой активностью отличалась деятельность Альберто Чурригеры, ярко одаренного декоратора и блестящего мастера рисунка. Его работы в Новом соборе Саламанки сосредоточены во внутреннем убранстве храма, капелл, алтарей, среди которых знаменитый позолоченный алтарь Cristo las Batallas (Христос Сражений). Предмет священного культа здесь — деревянное раскрашенное Распятие, согласно легенде, сопровождавшее Сида Кампеадора во всех его битвах. В алтарной композиции использован прием позднебарочных португальских алтарей. Распятие помещено на ступенчатом пьедестале в углубленной нише, таинственная сумрачность которой усилена необычайной щедростью сияющего золотом скульптурного декоративного убранства.

Альберто Чурригера воздвигал церкви и капеллы в Саламанке (Сан-Себастьян, 1737). В 1728 городские власти Вальядолида поручили ему строительство второго этажа незавершенного главного фасада кафедрального собора по проекту Хуана де Эрреры. Изящная легкость проектов Альберто, казалось, резко контрастировала с тяжелым массивом здания. Но сооруженный верхний этаж, увенчанный фронтоном с пинаклями, украшенный пилястрами, проемом центрального окна, гербами в медальонах и статуями отцов церкви, чрезвычайно оживил строгий облик храма. Главной работой Альберто Чурригеры, с которой он вошел в историю мирового искусства, стала площадь в Саламанке (создана в 1729—1733, завершена после его смерти в 1755). Мастер творчески следовал традиции прямоугольных испанских площадей, замкнутых зданиями единой этажности и однотипной архитектуры.

Площадь университетского города Саламанки — самая большая и красивая в Испании. Ее обширное свободное пространство окружено массивами двухэтажных домов с нижней арочной галереей в 90 аркад, общей линией окон, балконов с ажурными железными решетками, высокой балюстрадой крыш. На северной стороне высится роскошный барочный дворец городской ратуши, который построил сотрудничавший с Альберто Антонио Гарсия де Киньонес. Само пребывание на площади, полной света, воздуха, красок, празднично. Особую роль здесь играет теплый цвет зданий, как и вся Саламанка, сооруженных из местного золотистого камня. Стиль чурригереско приобрел чрезвычайную национальную популярность. К вариантам испанского барокко, подчас в крайних формах, с энтузиазмом обращались мастера испанского севера и особенно испанского юга.

В Кастилии с Хосе Чурригерой теснее всего был связан его ученик Педро Рибера (ум. В 1742), крупнейший мастер мадридского барокко. Почти за 20 лет работы он украсил испанскую столицу прекрасными постройками, среди них церкви, дворцы, театры, фонтаны. Многие здания дошли фрагментарно, в измененном виде, но, к счастью, уцелели лучшие мадридские памятники гражданской архитектуры. Госпиталь Сан Фернандо (1722, ныне — Городской музей), знаменитый Толедский мост (1723—1724) через реку Мансанарес.Лит. Pla Dalman J. M. La architectura barocca espanola y el churrigueresco, Gerona, 1955. Rodriguez G. De Ceballos A. Los Churriguera. Madrid, 1971..

Значения в других словарях
Чизери

, Антонио (Ciseri, Antonio) 1821, Рокко, кантон Тичино — 1891, Флоренция. Итальянский живописец флорентийской школы, ученик Дж. Беццуоли в Академии художеств Флоренции, последователь Т. Минарди, один из видных мастеров итальянского пуризма. В раннем творчестве писал полотна на исторические и литературные сюжеты, из жизни великих людей (Макиавелли, Флоренция, частное собрание. Карл V поднимает кисть, выпавшую из рук Тициана, Флоренция, галерея Питти). Однако известность ему принесли картины религ..

Чимабуэ

(Cimabue), наст. Имя Ченни ди Пеппо (Cenni di Peppo) Свед. С 1272 по 1302. Итальянский живописец. Мастер флорентийской школы. Работал во Флоренции, Ассизи, Пизе, Риме. Упомянут в Божественной комедии Данте как художник, превзойденный только Джотто. Творческое формирование Чимабуэ связано с господствовавшей в итальянской живописи XIII в. "греческой манерой" и с тенденциями к художественному обновлению, наметившимися в современной ему византийской живописи, с новой, более человечной, обращенной к ..

Шагал

, Марк Захарович (Chagall, Marc) 1887, Лиозно, близ Витебска — 1985, Сен-Поль-де-Ванс. Русский и французский художник. Учился в Санкт-Петербурге, в школе Общества поощрения художеств, которой руководил Н. К. Рерих (1907), затем в школе Е. Н. Званцевой у Л. С. Бакста (1908—1910). Ранние портреты, сцены провинциального быта написаны в примитивистской манере (Свадьба, 1909, частное собрание. Рождение, 1910, Цюрих, Кунстхауз). В 1910—1914 Шагал жил в Париже, где включился в среду литературного и худ..

Шампень

, Филипп де (Champaigne, Philipp de) 1602, Брюссель — 1674, Париж. Французский живописец фламандского происхождения. В 1621 приехал в Париж, жил в коллеже де Лан, основанном в XIV в., среди 16 учеников, изучающих искусства, в числе которых в это же время находился Пуссен. В 1622—1626 писал декоративные пейзажи для Люксембургского дворца. В работах этого периода очевидна его близость фламандской школе, таким художникам, как Корнелис де Вос (Девочка с соколом, 1628, Париж, Лувр) и Ван Дейк (в порт..

Дополнительный поиск Чурригера Чурригера

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Чурригера" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Чурригера, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ч". Общая длина 9 символа