Шкрета
, Карел (Skreta, Karel) 1610, Прага — 1674, Прага. Чешский живописец эпохи барокко. Учился в Праге у Э. Саделера. С 1630 по 1635 провел в Италии (Венеция, Болонья, Рим), где был связан с мастерами венецианской (Т. Тинелли) и французской живописи, жившими тогда в Риме (Вуэ, Пуссен, Лоррен). В 1635 возвращается в Центральную Европу. С 1638 работает в Праге, где основывает мастерскую. В 1653—1661 старейшина живописного цеха в Праге. Творческая деятельность Шкреты протекала в нелегких условиях существования Чехии. Еще недавно игравшая одну из главных ролей в политической и культурной жизни Центральной Европы, страна с 1620 потеряла независимость и попала под власть австрийских Габсбургов. Прежние религиозные свободы и веротерпимость сменились господством католицизма.
По чешским землям прокатывались бури Тридцатилетней войны. Однако и эта трагическая эпоха чешской истории сопровождалась расцветом искусства, в котором живопись Шкреты заняла первенствующее место. Своеобразно продолжив национальные художественные традиции, переплавив в своем творчестве ведущие стилевые течения эпохи, мастер силой своего самобытного таланта поднял чешское искусство эпохи барокко на уровень европейских школ. Творческое наследие Шкреты включает в себя как произведения на религиозные темы, так и портретную живопись. В числе первых следует особо отметить монументальные циклы Житие св. Вацлава (из 32 полотен сохранилось 6. 1641—1643, Прага, Нац. Галерея. Мельник, Замковая галерея. Оломоуц, Областная галерея) и Страсти Христовы (10 картин, 1673, Прага, костел Св.
Микулаша на Малой Стране). Композиционно-декоративный строй этих произведений весьма характерен для XVII в. Барочный пафос сочетается в них с интересом к реальным деталям, драматические световые контрасты — с крепкой пластикой фигур. Эти свойства творческой манеры Шкреты по-своему проявились в портретах — высшей точке искусства мастера. Люди трудной противоречивой эпохи чешской истории представлены на его полотнах во всей сложности своего психологического образа. Сосредоточивая внимание на лице и руках модели, Шкрета воплощает их облик с непререкаемой материальной убедительностью. Идущее от барочного искусства ощущение тока жизненных сил выражено не внешним действием и жестом, а с помощью глубокого проникновения в конкретный человеческий характер.
Энергичная лепка лиц, выхваченных светом из темного фона, тонкая проработка цветовых нюансов выявляет не только физиономическую индивидуальность, но и самую душу портретируемого. Портрет миниатюриста (1634—1635), Портрет мужчины с белокурыми волосами (1640-е), Портрет Б. Де Витте (ок. 1650, все — Прага, Нац. Галерея), Портрет И. Е. Витановского (1660, Рыхнов, Замковая галерея) и др. Особое место занимает Портрет ювелира Д. Мизерони с семьей (ок. 1653, Прага, Нац. Галерея), в котором художник в сложном по композиции многофигурном произведении дает разноплановую характеристику личности в ее профессиональных, семейных и общественных связях. Творчество Шкреты, его портретная живопись повлияли на искусство чешских мастеров последующих поколений.Лит.
Тананаева Л. И. Карел Шкрета. М., 1990..
Дополнительный поиск Шкрета
На нашем сайте Вы найдете значение "Шкрета" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Шкрета, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ш". Общая длина 6 символа