Шкрета

167

, Карел (Skreta, Karel) 1610, Прага — 1674, Прага. Чешский живописец эпохи барокко. Учился в Праге у Э. Саделера. С 1630 по 1635 провел в Италии (Венеция, Болонья, Рим), где был связан с мастерами венецианской (Т. Тинелли) и французской живописи, жившими тогда в Риме (Вуэ, Пуссен, Лоррен). В 1635 возвращается в Центральную Европу. С 1638 работает в Праге, где основывает мастерскую. В 1653—1661 старейшина живописного цеха в Праге. Творческая деятельность Шкреты протекала в нелегких условиях существования Чехии. Еще недавно игравшая одну из главных ролей в политической и культурной жизни Центральной Европы, страна с 1620 потеряла независимость и попала под власть австрийских Габсбургов. Прежние религиозные свободы и веротерпимость сменились господством католицизма.

По чешским землям прокатывались бури Тридцатилетней войны. Однако и эта трагическая эпоха чешской истории сопровождалась расцветом искусства, в котором живопись Шкреты заняла первенствующее место. Своеобразно продолжив национальные художественные традиции, переплавив в своем творчестве ведущие стилевые течения эпохи, мастер силой своего самобытного таланта поднял чешское искусство эпохи барокко на уровень европейских школ. Творческое наследие Шкреты включает в себя как произведения на религиозные темы, так и портретную живопись. В числе первых следует особо отметить монументальные циклы Житие св. Вацлава (из 32 полотен сохранилось 6. 1641—1643, Прага, Нац. Галерея. Мельник, Замковая галерея. Оломоуц, Областная галерея) и Страсти Христовы (10 картин, 1673, Прага, костел Св.

Микулаша на Малой Стране). Композиционно-декоративный строй этих произведений весьма характерен для XVII в. Барочный пафос сочетается в них с интересом к реальным деталям, драматические световые контрасты — с крепкой пластикой фигур. Эти свойства творческой манеры Шкреты по-своему проявились в портретах — высшей точке искусства мастера. Люди трудной противоречивой эпохи чешской истории представлены на его полотнах во всей сложности своего психологического образа. Сосредоточивая внимание на лице и руках модели, Шкрета воплощает их облик с непререкаемой материальной убедительностью. Идущее от барочного искусства ощущение тока жизненных сил выражено не внешним действием и жестом, а с помощью глубокого проникновения в конкретный человеческий характер.

Энергичная лепка лиц, выхваченных светом из темного фона, тонкая проработка цветовых нюансов выявляет не только физиономическую индивидуальность, но и самую душу портретируемого. Портрет миниатюриста (1634—1635), Портрет мужчины с белокурыми волосами (1640-е), Портрет Б. Де Витте (ок. 1650, все — Прага, Нац. Галерея), Портрет И. Е. Витановского (1660, Рыхнов, Замковая галерея) и др. Особое место занимает Портрет ювелира Д. Мизерони с семьей (ок. 1653, Прага, Нац. Галерея), в котором художник в сложном по композиции многофигурном произведении дает разноплановую характеристику личности в ее профессиональных, семейных и общественных связях. Творчество Шкреты, его портретная живопись повлияли на искусство чешских мастеров последующих поколений.Лит.

Тананаева Л. И. Карел Шкрета. М., 1990..

Значения в других словарях
Шинар

, Жозеф (Chinard Joseph) 1756, Лион — 1813, Лион. Французский скульптор. Учился в Королевской школе рисунка в Лионе, первым учителем был Б. Нонотт, затем занимался скульптурой у Б. Блеза. Рано начал зарабатывать на жизнь, реставрируя под руководством Блеза скульптуру в церкви Сен-Поль в Лионе (статуи 4 евангелистов, 1780, не сохранились). Поехал в Италию, где получил учрежденную папой римским премию за композицию Персей, освобождающий Андромеду (1786, Рим, Академия Св. Луки. Вариант — Лион, Музе..

Шинкель

, Карл Фридрих (Schinkel, Karl Friedrich) 1781, Нейруппин — 1841, Берлин. Немецкий архитектор, занимавшийся также станковой живописью, работал в области театрально-декорационного искусства. Его декорации к Волшебной флейте (1816) В. А. Моцарта исполнены в манере романтической живописи. В пейзажах художника доминируют архитектурные постройки, порой напоминающие архитектурные проекты. Он изображает здания разных стилей на фоне идеальных пейзажей, выполненных в духе итальянских мастеров XVII в. Пос..

Шлеммер

, Оскар (Schlemmer, Oskar) 1888, Штутгарт — 1943, Баден-Баден. Немецкий живописец, скульптор и сценограф. Учился в Академии художеств Штутгарта у А. Хёльцеля. В 1914 выполнил настенные композиции для выставки Веркбунда в Кёльне. В 1915, участвуя в военных действиях, получил ранение, в 1917—1918 был военным картографом. В 1920—1929 преподавал в Баухаузе (руководил мастерскими резьбы по камню и сценографии). В этот период много занимался постановкой пластических спектаклей в театре Баухауза, а так..

Шлютер

, Андреас (Schluter, Andreas) Ок. 1660, Гданьск (Данциг) — 1714, Санкт-Петербург. Немецкий скульптор. Мастер барокко. Обучался у архитектора К. Сановиуса. В 1689—1693 участвовал в выполнении многих работ в Польше (украшение дворца в Вилланове, дворца кронпринца Яна Красинского и др.). В 1694 приехал в Берлин в качестве официального скульптора бранденбургского двора. В 1695—1696 посетил Францию. Главные работы Шлютера находятся в Берлине. Бронзовый конный памятник королю Пруссии ("солдатскому кор..

Дополнительный поиск Шкрета Шкрета

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Шкрета" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Шкрета, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ш". Общая длина 6 символа