Шпицвег
, Карл (Spitzweg, Carl) 1808, Мюнхен — 1885, Мюнхен. Немецкий живописец, рисовальщик. Самоучка. Мальчиком учился в латинской школе при придворной аптеке Мюнхена. В 1828—1832 занимался в Мюнхенском университете на фармацевтическом факультете. В 1832 посетил Италию (Болонья, Флоренция, Рим, Неаполь, Падуя, Венеция). В 1833 под влиянием К. Х. Хансона обратился к занятиям живописью. В Академию художеств не был принят из-за возраста. Сблизился в нач. 1830-х с мюнхенскими художниками. Изучал и копировал произведения голландских мастеров в пинакотеке Мюнхена. В 1830—1840-е много путешествовал по Германии. Был в Нюрнберге (1838), в 1841 посетил Аугсбург, Ландсберг, Равенсбрюк, Ульм, в 1849 Дрезден, Лейпциг, Бамберг. В 1840, 1841, 1850 совершал поездки в Венецию, в 1841 в Швейцарию, в 1851 посетил Париж, затем Лондон, Антверпен, Вену (1862).
Начиная с сер. 1850-х жил и работал в Мюнхене и Берлине. В 1868 избран почетным членом мюнхенской Академии художеств. Испытал влияние Делакруа, Констебла, мастеров барбизонской школы. Известен также как акварелист, автор рисунков с натуры. В 1830—1850-е Шпицвег писал сценки в пейзаже и интерьере, повествующие о быте жителей немецких городов и воплотившие характерные черты бидермайера — раннего немецкого реализма. С юмором и теплотой передан колорит повседневных незамысловатых занятий немецких обывателей в картинах Любовное письмо (1839, Берлин, Гос. Музеи), Любитель кактусов (1845, Мюнхен, Новая пинакотека), Книжный червь (ок. 1860, Нью-Йорк, частное собрание). Как и другие мастера бидермайера, он любил изображать фигуры людей в саду (Вдовец, Мюнхен, Новая пинакотека), на террасе (Утреннее чтение, Берлин, Гос.
Музеи) или узких улочках старонемецких городов (Почтальон в Розентале, 1858, Марбург, Музей университета. Вечный жених, 1858, Эссен, частное собрание), пятнами яркого, наблюдаемого на натуре цвета передавая пластику распределения света и тени в пейзажном пространстве. В подобной манере живописи, характеризующей предимпрессионистическую стадию развития европейского пленэра, исполнены и полотна Прогулка в поле (1840—1846, Германия, частное собрание), Пикник (ок. 1860), Художник в саду (1882, оба — Винтертур, собрание О. Рейнхардта), Девушка в горах (1873, Канада, частное собрание). Шпицвег избирает характерные для пленэристов 1860—1870-х темы, изображая прогулки под яркими зонтиками, "пикники", рисующих в саду художников, фигуры на берегу моря.
Красные пятна зонтиков дам в зелени листвы, на фоне желтого поля или синеющей морской дали вносят яркую цветовую доминанту в красочную гамму небольших полотен художника. Как и многие пленэристы 1860—1870-х, он придает утрированно горизонтальные или вертикальные форматы своим полотнам (Ласточки, 1870-е, Германия, частное собрание. Сидящие на холме девушки, 1873, Лейпциг, Музей изобразительных искусств), что позволяет передать связь фигур с воздушной перспективой пейзажа. В искусстве XIX в. Шпицвег занял место как талантливый мастер бидермайера и подлинный пленэрист.Лит. Федотова Е. Д. Шпицвег. М., 2003. Albrecht M. Spitzweg Malerparaclies. Stuttgart, 1968. Wichmann S. Das Grosse Spitzweg. Wien, 1984. Geismeier W. Biedermeier.
Leipzig, 1986..
Дополнительный поиск Шпицвег
На нашем сайте Вы найдете значение "Шпицвег" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Шпицвег, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ш". Общая длина 7 символа