Эррера Старший
, Франсиско (Herrera El Viejo, Francisco) Ок. 1580, Севилья — 1656, Мадрид. Испанский живописец, архитектор, рисовальщик, мастер медальерного искусства, обращался к фресковым росписям. Представитель севильской школы. Первый учитель Веласкеса. Жил и работал в Севилье, с 1660 в Мадриде. Испытав влияние маньеризма и венецианской живописи (Сошествие Св. Духа, 1617, Толедо, Дом-музей Эль Греко. Триумф св. Эрменгильда, 1634, Севилья, Музей изящных искусств), отдав дань караваджизму, Эррера Старший сложился в ярко индивидуального мастера, не просто современника ведущих живописцев испанского золотого века, но близкого к ним по характеру своего искусства, как бы подготовлявшего почву для исканий реализма. Он достиг успехов в жанровом истолковании религиозной темы, в индивидуальной характеристике образов, определяющей жизненную правдивость произведений.
В цикле для коллегии францисканцев в Севилье, посвященном св. Бонавентуре (между 1627 и 1629), принадлежащие его имени 4 композиции достойно соседствовали с исполненными позже работами Сурбарана. В картине Принятие св. Бонавентуры в орден францисканцев (1628, Мадрид, Прадо) головы персонажей конкретны в своей почти портретной выразительности, присутствующие на церемонии люди объединены общим состоянием внутренней серьезности, значительности происходящего, чему соответствует строгая сдержанность цветовой гаммы, построенной на темных коричневатых и серо-серебристых тонах. Монументальные и, как правило, огромные по размерам алтарные полотна Эрреры, написанные свободным, пастозным мазком, эффектные в сопоставлении светотеневых градаций, несут на себе отпечаток его необузданного темперамента.
В лучшей из картин зрелого творчества Св. Василий Великий, диктующий свою доктрину (1639, Париж, Лувр) главное действующее лицо и окружающие его святые образуют величественную группу на фоне клубящихся золотисто-розовых облаков. В очертаниях их крепких фигур, в остроконечных головных уборах, в выражении суровых живых лиц, особенно св. Василия — седобородого патриарха с горящими черными глазами, есть что-то грозное, торжественное, неумолимое. По образной характеристике, пластичности форм и звучной, богатой оттенками живописи это произведение Эрреры Старшего превосходит многие религиозные композиции его младших современников, впоследствии гораздо более знаменитых. Не случайно, человек тяжелого и неуживчивого характера, он пользовался громкой славой и был воспет Лопе де Вега как "солнце Севильи".
В немногочисленных жанровых картинах мастера — среди них полный достоинства Слепой рылейщик (ок. 1640, Вена, Музей истории искусства) — впервые наметились характерные для испанского жанра особенности. Отсутствие активного действия, развернутого сюжета, элементов дидактики и повествовательности, близость к портрету, моделями которого служили народные типы. О пребывании Эрреры Старшего в Мадриде известно мало. Последние годы жизни были, по-видимому, годами личного одиночества. Его покинула семья, ушли ученики, среди них наделенный ярким декоративным даром сын, Франсиско Эррера Младший.Лит. Martinez Ripoll A. Francisco de Herrera el Viejo. Sevilla, 1978. Brown J. La Edad de Oro de la Pintura en Espana. Madrid, 1990..
Дополнительный поиск Эррера Старший
На нашем сайте Вы найдете значение "Эррера Старший" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Эррера Старший, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Э". Общая длина 14 символа