Юрай Далматинец

235

(Juraj Dalmatinac), в Италии — Джорджо да Себенико (Giorgio da Sebenico) Ок. 1400, Задар — 1473, Шибеник. Хорватский скульптор и архитектор Раннего Возрождения. Работал в городах Далматинского побережья Хорватии и в Италии (Венеция и Анкона). Учился предположительно в Венеции у архитекторов братьев Дж. И Б. Бон. Первое документальное свидетельство о творчестве мастера относится к 1441, когда с ним был заключен договор о продолжении строительства собора в далматинском городе Шибеник (по-итальянски — Себенико). Не ограничиваясь архитектурной задачей, Юрай Далматинец украсил постройку богатым и оригинальным скульптурным декором. Особенно впечатляет своеобразный скульптурный фриз, проходящий по наружным стенам 3 апсид (1441—1443).

Здесь изображены 74 головы мужчин, женщин, детей и даже 3 львов. Лица, различные по возрасту, типу, характеру, чертам, настолько выразительны и индивидуальны, что их портретность кажется непререкаемой. Одухотворенность, идущая еще от предшествующих готических традиций. Сочетается в них с пластической объемностью, ощущением полнокровной жизни реального образа, богатством светотеневой моделировки. Этот редкий по своей иконографии цикл, вероятно, создан под влиянием античной скульптуры, памятники которой рассеяны по всему побережью Далмации. Стремясь подчеркнуть самобытность каждой личности, мастер располагает их не в непосредственном соседстве, а помещает в раму прямоугольных кассет, углубленных в стену. Головы же, наоборот, выдвинуты всем объемом вперед.

Благодаря этому приему игра света и тени выявляет специфичность черт каждого лица. Здесь и пылкие юноши, и умудренные старцы, зрелые мужи и юные девы. Поражает разнообразие взглядов, которого мастер достигает каждый раз особым разрезом глаз, направленностью зрачка, поворотом головы. Столь же разнообразны головные уборы и прически. Работая с камнем, скульптор добивается удивительной пластичности, ощущения вылепленности объемов. Время, наложившее отпечаток на сохранность памятника, не помешало его выразительности. Завершив этот грандиозный скульптурный "венок" и продолжая работу по возведению собора, мастер засвидетельствовал в камне свое авторство. На одном из столбов северо-восточной апсиды он изобразил двух путти, держащих свиток с надписью, посвященной строительству храма и датой — 1443.

Ниже, на основании этой рельефной композиции, высечена еще одна надпись, удостоверяющая авторство мастера. В 1452 Юрай Далматинец завершил крещальню собора, также обильно украшенную скульптурой. В центре небольшого сводчатого сооружения располагается купель, поддерживаемая фигурками пухленьких младенцев. Купольный свод разделен на 4 сектора, в каждом из которых представлена в невысоком рельефе фигура ангела. Изображенные в различных поворотах прекрасные юноши-ангелы словно идут по кругу, свободно размещаясь в отведенном пространстве. В центре купола — голова Вседержителя, напоминающего своим обликом Юпитера. Когда из-за недостатка средств строительство собора было временно прекращено, Юрай Далматинец был приглашен в соседний Сплит, где занимался в основном скульптурными работами.

Наиболее значительны из них 2 надгробия — сплитского епископа Арнира (1444—1448, церковь Св. Евфемия при бенедиктинском монастыре, ныне — Сплит, дворец Лукшичей) и св. Сташа (1448). Последнее расположено в бывшем мавзолее римского императора Диоклетиана, ставшем сплитским собором в христианское время. Каждое из надгробий представляет собой саркофаг, на крышке которого помещено изображение покойного. Передняя стенка саркофагов украшена рельефными сценами. Характерной особенностью изображенных фигур в рельефах является непропорциональность тел, слишком коротких в сравнении с крупными головами. В нач. 1450-х Юрай Далматинец был приглашен в итальянский город Анкону. Здесь по его рисункам был исполнен скульптурный декор Лоджии деи Мерканти (1451—1452) и несколько статуй для портала церкви Св.

Франциска (1452). Исследователи полагают, что одну из статуй Лоджии — аллегорию Милосердия, высеченную из далматинского камня, исполнил сам мастер. Это обнаженная женская фигура, окруженная крылатыми путти, ищущими у нее защиты. Полнокровная пластика тел, свободный поворот, верность пропорций отличают как саму статую, так и фигурки младенцев, разнообразных по своим позам и движениям. В дальнейшем Юрай Далматинец работал в основном как архитектор в различных городах Далмации, главным образом в Дубровнике. Здесь он исполнил одну из последних своих скульптур — статую св. Влаха (Власия) — защитника и покровителя Дубровницкой республики. На лице величественного старца мудрое спокойствие, он прижимает к груди модель хранимого им города.

Этот впечатляющий образ стал символом Дубровника. Последние годы жизни (1464—1473) мастер посвятил продолжению строительства собора в Шибенике, до завершения которого он так и не дожил. Разносторонняя деятельность Юрая Далматинца сыграла важную роль в развитии архитектуры и скульптуры Далмации.Лит. Fiskovic C. Juraj Dalmatrinac. Zagreb, 1963..

Значения в других словарях
Юль

, Йенс (Juel, Jens) 1745, остров Фунен — 1802, Копенгаген. Датский живописец. Работал в жанре портрета и пейзажа. Обучался в Гамбурге (1760—1765). Испытал здесь влияние манеры старых голландских мастеров. Затем продолжил образование в Академии художеств Копенгагена (1765—1772), получив в 1771 золотую медаль и право на стипендию Академии. Начал работать в портрете, изображая модели в манере датской портретной живописи рококо (Портрет знатной дамы с сыном, 1799—1800, частное собрание). Часто изобр..

Юорт

, Ханс (Eworth, Hans) Сведения 1540—1573. Англо-фламандский живописец. Наиболее значительная фигура в английском искусстве сер. XVI в. Сведения о его жизни отрывочны, атрибуция произведений затруднена в связи с тем, что имя художника появлялось в документах во множестве вариантов написания. В настоящее время принято считать, что его кисти принадлежат работы, подписанные монограммой HE. В 1540 имя мастера было внесено в список антверпенской гильдии Св. Луки. На формирование мастера, очевидно, ока..

Явленский

, Алексей Георгиевич (Jawlensky, Alexej von) 1864, Торжок — 1941, Висбаден. Немецкий живописец русского происхождения. Будучи офицером русской армии, учился в Академии художеств в Санкт-Петербурге (1890—1893). В 1896 переехал в Мюнхен, где посещал частную художественную школу А. Ашбе. Здесь состоялось его знакомство с Кандинским. В 1899 посетил Венецию, а в 1903, 1905 и 1907 Францию, где особенно сильное впечатление на него произвели полотна Ван Гога и Матисса. Его палитра высветляется, цвет при..

Якшич

, Джура (Jaksic, Ђura) 1832, Српска Црня — 1878, Белград. Сербский живописец и литератор. Представитель романтизма. Начал обучение в 1846 в рисовальной школе г. Тимишоара (ныне в Румынии). Продолжил в 1847 в Будапеште в частной художественной школе Я. Марастони. В 1848 принял участие в венгерской революции. Далее учился в мастерской К. Данила в Великом Бечкереке (ныне — Зренянин, 1850). В 1851—1852 жил в Вене, копировал произведения великих мастеров, главным образом Рембрандта, продолжил эти зан..

Дополнительный поиск Юрай Далматинец Юрай Далматинец

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Юрай Далматинец" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Юрай Далматинец, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ю". Общая длина 15 символа