Якшич

198

, Джура (Jaksic, Ђura) 1832, Српска Црня — 1878, Белград. Сербский живописец и литератор. Представитель романтизма. Начал обучение в 1846 в рисовальной школе г. Тимишоара (ныне в Румынии). Продолжил в 1847 в Будапеште в частной художественной школе Я. Марастони. В 1848 принял участие в венгерской революции. Далее учился в мастерской К. Данила в Великом Бечкереке (ныне — Зренянин, 1850). В 1851—1852 жил в Вене, копировал произведения великих мастеров, главным образом Рембрандта, продолжил эти занятия в Мюнхене (1853). Вернувшись на родину, работал в провинциальных городах в качестве учителя рисования с перерывом в 1861—1862, когда в венской Академии художеств занимался на отделении исторической живописи. С 1872 корректор Государственной типографии в Белграде.

Как истого романтика, творчество которого сложилось в эпоху борьбы за национальное освобождение страны, Якшича увлекали темы истории сербского народа, его героического прошлого. Об этом он писал в стихах, повестях и драмах, этой же теме он посвящал живописные произведения. В картине Черногорское восстание (1860-е, Нови-Сад, Галерея Матицы сербской) показан один из драматических эпизодов. Небольшая группа повстанцев, среди которых зрелые мужи и юноши, женщина и старик, сгрудились на горном утесе, пытаясь отбиться от нападающих врагов. Патетика жестов и поз сочетается здесь с тонко проработанной индивидуальной характеристикой каждого персонажа. Красновато-дымчатый колорит свидетельствует о явном воздействии картин Рембрандта.

В более позднем произведении На страже (После боя) (1870-е, Белград, Народный музей) мастер отходит от демонстративно-романтического пафоса, приближаясь к суровому реализму. Композиция спокойна и статична, колорит выдержан в холодных сизо-коричневых тонах, оживляемых лишь пятном красного и желтыми отсветами костра. Выразителен образ главного героя, оберегающего покой измученных соратников. Трактовка действующих лиц в этих исторических картинах убеждает, что Якшич был талантливым живописцем, умеющим проникнуть во внутреннюю сущность образа. Это особенно явственно выразилось в его портретном творчестве. Обаятелен образ Девушки в синем (ок. 1855, Белград, Народный музей), открыто и доверчиво глядящей на художника большими карими глазами.

Красив колорит портрета, построенный на изысканном сочетании звучного синего с черным. В мужских портретах художник стремится показать внутреннюю значительность образа при общей композиционной и колористической сдержанности. Таково изображение Младена Иовановича (Нови-Сад, галерея Матицы сербской) — типичного представителя сербской интеллигенции эпохи национального подъема.Лит. Кусовац Н. Јовановић М., Петровић Г. Ђура Јакшиић — сликарство. Београд, 1978..

Значения в других словарях
Юрай Далматинец

(Juraj Dalmatinac), в Италии — Джорджо да Себенико (Giorgio da Sebenico) Ок. 1400, Задар — 1473, Шибеник. Хорватский скульптор и архитектор Раннего Возрождения. Работал в городах Далматинского побережья Хорватии и в Италии (Венеция и Анкона). Учился предположительно в Венеции у архитекторов братьев Дж. И Б. Бон. Первое документальное свидетельство о творчестве мастера относится к 1441, когда с ним был заключен договор о продолжении строительства собора в далматинском городе Шибеник (по-итальянск..

Явленский

, Алексей Георгиевич (Jawlensky, Alexej von) 1864, Торжок — 1941, Висбаден. Немецкий живописец русского происхождения. Будучи офицером русской армии, учился в Академии художеств в Санкт-Петербурге (1890—1893). В 1896 переехал в Мюнхен, где посещал частную художественную школу А. Ашбе. Здесь состоялось его знакомство с Кандинским. В 1899 посетил Венецию, а в 1903, 1905 и 1907 Францию, где особенно сильное впечатление на него произвели полотна Ван Гога и Матисса. Его палитра высветляется, цвет при..

Янсенс

, Абрахам ван Нейсен (Janssens, Abraham van Nuyssen) 1575, Антверпен — 1632, Антверпен. Фламандский живописец. Учился у Я. Снеллинка (с 1583), посетил Италию (1586—1601. Возможно, вторая поездка ок. 1604—1605), где испытал влияние Караваджо. С 1601 мастер, с 1606 декан гильдии живописцев. Работал в Антверпене. Писал религиозные, аллегорические и мифологические картины. В отличие от ряда современных ему фламандских живописцев, развивавшихся в русле караваджизма, творчество художника отмечено черт..

Яньес де Альмедина

, Фернандо (Janez de Almedina, Fernando) Испанский живописец. Точные даты жизни неизвестны, творческая активность относится к 1505—1537. Родился в Альмедине, близ города Сьюдад-Реаль, в Кастилии. Учился в Италии. Работал во Флоренции, Валенсии, с 1526 в Куэнке. Первый представитель ренессансного итальянизирующего направления, которое сложилось на почве Валенсии, возглавлявшей процесс приобщения испанской живописи к итальянскому Высокому Возрождению. Всесторонняя и конкретная характеристика искус..

Дополнительный поиск Якшич Якшич

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Якшич" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Якшич, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Я". Общая длина 5 символа