Бейль (Вау1е) Пьер

225

(1647-1706) — французский философ и публицист, предшественник философии Просвещения. Учился в Тулузском и Женевском университетах. В 1676—1681 преподавал и занимал кафедру философии при университете Седана. Лишен кафедры как протестант в связи с усилением гонений на гугенотов. Эмигрировал в Голландию. Занял кафедру философии Роттердамского университета. В 1693 лишен пенсии и права преподавания. Наиболее известен его "Исторический и критический словарь" (1697, второе расширенное издание — 1702), выдержавший с 1697 по 1741 одиннадцать переизданий на французском и два издания на английском языках. Из других работ Б. Следует назвать. "Разные мысли, изложенные в письме доктору Сорбонны по случаю кометы, появившейся в декабре 1680 года" (1682).

"Философский комментарий на слова Иисуса Христа "Заставь их выйти" (1686). "Продолжение разных мыслей о комете" (1704). "Ответы на вопросы одного провинциала" (1703-1706). "Беседы Максима с Фелистом" (1707) и др. Сторонник скептицизма в философии. Высоко ценил Секста Эмпирика и Монтеня. Сильно влияние на Б. Декарта. Во всем своем творчестве отстаивал идеи свободы мысли и свободы совести. Считал, что условие добросовестного исследования — рациональный анализ имеющихся данных со скептически-критичеких позиций. Излюбленная схема изложения Б. Введение и тщательный анализ традиционного (очевидного) представления, парадоксальные выводы из проделанного анализа, осуждение только что выведенных следствий (якобы с позиций традиционного представления).

Известен так называемый "парадокс Бейля". Утверждение о том, что общество, в котором отсутствовала бы религия, могло бы в нравственном отношении оказаться выше общества верующих. В теории познания исходит из тезиса об "идее естественного света", как непосредственно интуитивно данной людям совокупности неопровержимо истинных идей. Идея "естественного света" прирождена всем людям. И язычникам, и христианам, и атеистам. Она предопределяет правила суждения и различения истинного и ложного, хорошего и дурного. В последнем случае она проявляется как безусловность интеллектуальной интуиции нравственного сознания ("совести"). Идея "естественного света" не может быть ничем иным, кроме всеобщего разума, озаряющего умы, и порождает "аксиомы метафизики" (критерии истинности) любых суждений (научных, религиозных, жизненных).

Соответственно предписываемое религией может быть признано, если оно выдержит проверку "светом" (или. Любое утверждение Писания, противоречащее этому мерилу, безусловно ложно). В последующем Б. Усилил свою критическо-скептическую позицию по отношению к религии, перейдя от попыток ее рационалистического обоснования к утверждению, что христианство в свете критерия "всеобщего разума" вообще лишено оснований. Обилие зла и греха в жизни не совместимо с тезисом о всемогуществе Бога, предопределяющем все события, и с его милосердием. Если же признать, что Бог является творцом зла, то это будет отвращать людей от Бога и толкать к атеизму. Рационализированное знание порождает одовременно очевидность объекта и полную достоверность убеждения, вера же не только лишена обоснования, но тем сильнее, чем более ее истины противоречат разуму.

В конечном итоге философия (рациональное знание) оказывается несовместимой с христианством (религией в целом). Столь же критически-скептически Б. Подошел и к анализу метафизических систем Декарта, Лейбница и Спинозы. В любом тождестве всегда обнаруживаются различия, в непротиворечивом противоречия, поэтому создать цельную философскую систему невозможно. Отсюда оценки Б. Как "схоласта здравого разума" (Фейербах) и как теоретического разрушителя основ метафизики (Маркс).В.Л. Абушенко, Э.К. Дорошевич.

Значения в других словарях
Безусловный

Не нуждающийся для своего существования или действия ни в каких условиях, причинах (ср. Абсолютный). Наличие связи существующих условий данных нам явлений с др. Или с предшествовавшими, а тех – с еще ранее имевшимися и т. Д. Не позволяет остановиться на чем-либо как на совершенно безусловном (Кант). Большую роль играет понятие безусловного (абсолютного) в метафизике нем. Идеализма. Ср. Proton kinun.. ..

Бейль (Вayle) Пьер

(1647-1706) - представитель раннего фр. Просвещения. Проф. Седанской академии (1675-1681) и Роттердамского ун-та (1681-1692). Мировоззрение Б. Сформировалось под влиянием др.-греч. Писателя Плутарха, скептицизма М. Монтеня, философии Р. Декарта, П. Гассенди, Б. Спинозы, выдающихся успехов естествознания 17 в. В 1681 Б. Опубликовал кн. "Разные мысли, изложенные в письме к доктору Сорбонны по поводу кометы, появившейся в декабре 1680 года", в которой выступил с разоблачениями астрологических суеве..

Бейтсон (Вateson) Грегори

..

Беккария-бонезана (ВeccariaВonesana) Чезаре, Маркиз

(род. 15 марта 1737, Майланд – ум. 28 нояб. 1794, там же) – итал. Правовед и философ права. Выступал за сохранение личной свободы. Его идеи о необходимости соразмерности наказания и преступления и др. Сыграли важную роль в формировании демократических принципов уголовного права. Написал «Trattato dei diletti e delle pene» (рус. Пер. «О преступлениях и наказаниях», 1879).. ..

Дополнительный поиск Бейль (Вау1е) Пьер Бейль (Вау1е) Пьер

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Бейль (Вау1е) Пьер" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Бейль (Вау1е) Пьер, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 18 символа