Гетерономизм

99

(греч. Heteros — иной, nomos — закон, основание) — тенденция в развитии философского знания, выражающаяся в намерении обосновать сущее не из него самого, а исходя из определенного метафизического положения (Начало, Единое, Логос, Идея, смысл, сущность, предназначение и др.), трансцендентного сущему и неверифицируемого чувственно. Осмысление этого положения и мыслилось подлинным, высшим предназначением философа, делающим его не просто знающим (в смысле "умеющим" — как в ремес- лах), но мудрым, сопричастным Божеству. В рамках античной классики для философии был характерен поиск такого начала в интеллектуально-теоретической сфере, но для философии эллинистического периода характерно стремление отыскать принципы этико-практического плана, нормы поведения или способ отношения к окружающей действительности.

Здесь высшее знание должно было сделать человека либо счастливым или, по крайней мере, довольным. Для Нового времени характерен переход от Г. К натурализму, но первоначально эти понятия не являлись противоположными. Изучение природы новейшими средствами предполагало наиболее адекватное постижение Творца посредством естественного разума. Однако позднее в русле рационализма появляются скептические тенденции, объявляющие автономное знание догматизмом (после Канта). В автономистской установке формируется статус философского знания как исключительного, высшего. Эту претензию, оспариваемую или вовсе не признаваемую многими теоретиками дисциплин естественнонаучного цикла (сегодня — физикой или биологией), философия сохраняет в ряде случаев и ныне, несмотря на то, что она давно перестала искать метафизические основания бытия, а иногда даже прямо враждебна науке (в СССР, например, где диалектический и исторический материализм на междисциплинарном уровне исполняли функции инквизиции).

Г. Является неотъемлемой чертой любой религиозной философии. О. Сергий Лепин.

Значения в других словарях
Гетерономизм

(греч. Heteros - иной, nomos - закон, основание) - тенденция в развитии философского знания, выражающаяся в намерении обосновать сущее не из него самого, а исходя из определенного метафизического положения (Начало, Единое, Логос, Идея, смысл, сущность, предназначение и др.), трансцендентного сущему и неверифицируемого чувственно. Осмысление этого положения и мыслилось подлинным, высшим предназначением философа, делающим его не просто знающим (в смысле 'умеющим' - как в ремеслах), но мудрым, сопр..

Гетерогенный

(греч. Heterogenes разнородный) – принадлежащий другому роду, неоднородный, составленный из неоднородных элементов. Противоположность – см. Гомогенный.. ..

Гетерогония

(от греч. Heteros другой и gone – происхождение) – происхождение из другого, чужого. Гетерогонией целей Вундт называет тот факт, что в действиях всегда даны еще побочные действия, которых не ожидали в предшествующих представлениях о цели и которые тем не менее все-таки входят в новые ряды мотивов и изменяют прежние цели или добавляют к ним новые.. ..

Гетерономия

(от греч. Heteros - другой и nomos - закон) - подчинение воздействию, идущему извне, несамодетерминация. Противоположность Г. - автономия.. ..

Гетероцетезис

(от греч. Heteros крутой и zetesis – обсуждение) – неправильный аргумент, который переходит в др. Область, не имеющую ничего общего с обсуждаемой темой.. ..

Дополнительный поиск Гетерономизм Гетерономизм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Гетерономизм" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гетерономизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 12 символа