Ибн Рушд Абу-л-валид Мухаммед Ибн Ахмед
[латини-зир. - Аверроэс (Averroes)] (1126-1198) - араб. Философ, ученый, медик, виднейший представитель восточного перипатетизма. Был разносторонне образованным человеком, служил в качестве главного судьи г. Севилья и придворного врача у правителя Кордовы. Идейная атмосфера мусульманской Испании втор. Пол. 12 в. Характеризовалась резко негативным отношением к философии со стороны религиозных деятелей, весьма недовольных популярностью "чужестранной науки" - философии. В 1195 произведения И.Р. Были публично осуждены, а сам он выслан из столицы. Незадолго до смерти он был возвращен ко двору. Научное наследие И.Р. Включает в себя самостоятельные труды и комментарии чуть ли не по всем известным тогда отраслям знаний. Философии и естественным наукам, медицине и юриспруденции, филологии и политике.
Большинство сочинений комментаторского характера представляют собой толкования к трудам Аристотеля, написанные в форме малых, средних и больших комментариев. Недаром И.Р. Получил почетное прозвище Великого комментатора. К основным филос. Произведениям относятся "Непоследовательность "Непоследовательности", "Рассуждение, выносящее решение относительно связи между религией и философией", "Книга об открытии путей аргументирования догм общения". Его учение о соотношении философии, "спекулятивной теологии" (калам) и религии обобщило уже накопленный перипатетиками мусульманской Испании опыт, который свидетельствовал о невозможности к.-л. "истинной религии". Его утверждения о том, что философ и рядовой верующий могут быть счастливы, но каждый по-своему, связано с его учением о том, что как для философов, так и для "широкой публики" истина едина, а разница связана лишь со способами ее постижения.
Поэтому религию И.Р. Рассматривал как "молочную сестру" философии. Его филос. Рационализм наиболее полно представлен в его работе "Рассуждение, выносящее решение относительно связи между религией и философией", где люди делятся на аподейтиков, диалектиков и риториков. У И.Р. Философия прямо связывается с аподиктическими суждениями и целью ее объявляется постижение истины. Диалектические, риторические и поэтические суждения исходят из посылок, основанных на мнении, а софистика и вовсе не стремится к достижению истины. И.Р. Связывает теологию с диалектическими, а религию с риторическими суждениями. И.Р. Полагает, что "священные тексты" могут быть подвергнуты символико-аллегорическому толкованию, и давать такое толкование правомочны только философы, т.е.
Вопросы мировоззренческого характера не могут быть предметом теологических рассуждений. Вместе с тем И.Р. Считает, что философы не имеют права разглашать свои взгляды широкой публике. Развивая идеи перипатетиков о вечности и несотворенности мира во времени, И.Р. Рассматривал Первосущее как тождественное мировому порядку, который является источником существования и необходимости универсума, ибо бытие вещей во Вселенной зиждется на их взаимосвязи и единстве. Такая, в сущности, пантеистическая трактовка Бога делала совершенно излишней теорию эманации, с помощью которой арабо-мусульманские перипатетики стремились доказать несотворенность мира во времени. Концепция Первосущего И.Р., отождествляющего его с мировым порядком, а этот последний - с действием природных сил, не нуждалась ни в различении в предметах сущности и существования, ни в делении сущего на возможное и необходимое и в целом утверждала автономность и самодостаточность мира.
Социальные идеалы И.Р. Основывались на "Государстве" Платона. Зло, существующее в гос-ве, он рассматривал как следствие моральной испорченности, которая ведет от "идеального" гос-ва к аристократии, затем к тимократии, олигархии, демократии и тирании. Худшим видом власти И.Р. Считал тиранию "духовенства". Имя Аверроэса стало символом свободомыслия, и его философия рассматривалась как вершина средневекового рационализма. Широкой популярности его идей способствовали работы его европейских последователей - аверроистов, в частности, развивавших его учение о бессмертии и единстве общечеловеческого разума и т.н. Теорию двойственной истины.Тахафут ат-тахафут. Бейрут, 1969-1971. Т. 1- 2. Фальсафат Ибн-Рушд йахтави ала китабай фасл ал-микал ва-л-Кашф ан-манахиджал-адилла.
Бейрут, 1979. Непоследовательность "Непоследовательности", Рассуждение, выносящее решение относительно связи между религией и философией // Классики арабо-мусульманской философии в переводах А. В. Са-гадсева. Нью-Йорк, 1999. Averroes' Tahafut at- Tahafut. Vol. 1 - 2. London, 1954. Averroes' Commentary on Plato' Republic. Cambridge, 1956.Ренан Э. Аверроэс и аверроизм. Киев, 1903. Сагадеев А.В. Ибн-Рушд (Аверроэс). М., 1973. Кирабаев Н.С. Социальная философия мусульманского Востока. М., 1987. Игнатенко А.А. В поисках счастья. М., 1989. Фролова Е.А. История средневековой арабо-исламской философии. М., 1995. Сагадеев А.В. Восточный перипатетизм. Нью- Йорк, 1999. History of Islamic Philosophy. Tehran, 1999. Vol. I-II.Н.С. Кирабаев.
Дополнительный поиск Ибн Рушд Абу-л-валид Мухаммед Ибн Ахмед
На нашем сайте Вы найдете значение "Ибн Рушд Абу-л-валид Мухаммед Ибн Ахмед" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ибн Рушд Абу-л-валид Мухаммед Ибн Ахмед, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "И". Общая длина 39 символа