Ибн Сина

204

(латинизированная транскрипция — Авиценна, Avicenna) Абу Али Хусейн ибн Абдаллах (ок. 980—1037) — среднеазиатский философ, энциклопедист, врач, поэт, математик, естествоиспытатель. Учиться начал в 6 лет, к 10 годам закончил курс словесных наук, а к 15 годам постиг "индийский счет" — арифметику, геометрию, алгебру. Осваивал юридические науки, логику и т.д. Позже приступил к самостоятельному изучению наук, закончил учебу к 18 годам. В молодости, по преданию, И.С. Вылечил тяжело заболевшего султана, в связи с чем приобрел известность и получил доступ в богатейшую библиотеку владыки. Первый труд И.С. "Сводная книга" был опубликован им в возрасте 21 год. Жил в Иране. После падения государства Сасанидов переехал в Ургенч — столицу Хорезма, где работал и учился при дворе хорезмшаха.

В 1012 переехал в Иран, жил в Исфахане и Хамадане, был придворным врачом и визирем у здешних правителей. Много путешествовал. Умер и похоронен в Хамадане. И.С., обладая энциклопедическими знаниями и мышлением, был систематизатором и пропагандистом научного знания своего времени. Количество работ И.С. Различными авторами указывается разное. Некоторые историки называют количество 132 и еще ПО в соавторстве с другими учеными. По другим мнениям, И.С. Оставил после себя более 450 трудов на арабском языке и 23 — на таджикском в самых разных областях. (В том числе работы по медицине и натурфилософии — всего около 40, 30 — было посвящено естествознанию, более 60 трудов — по логике и психологии, около 10 — по астрономии и алхимии).

Наиболее значимыми и заметными работами И.С. Явились "Книга исцеления", "Книга спасения", "Книга знания", учебник в стихах "Поэма о медицине" и его основной труд "Канон врачебной науки", переведенный на латынь и ставший широко известным в Европе с 12 в. Последний явился одним из руководств, выдержавших более тридцати изданий, по нему велось преподавание медицины в университетах Европы в течение пяти веков. Развивая метафизику, И.С. В качестве первоисточников использовал труды Платона, Архимеда, Аристотеля, Галена. Значительное влияние на его творчество оказали также тексты индийской философии и литературы, а также древнеиранские домусульманские тексты философии, теологии и литературы, опирающиеся на зороастрийскую традицию.

В работах И.С. Постоянно присутствуют две темы. Философия ("теоретическая и практическая") и медицина. И.С. Создал собственную классификацию наук, имеющую в специальной литературе несколько различных трактовок. В одном варианте у И.С. Логика предваряет все науки, а уже все иные делятся на теоретические, задача которых состоит в постижении истины, и практические, цель которых — достижение блага. По другой трактовке, И.С. Просто разделил все науки на практические, трактующие проблемы поведения человека, и теоретические, в которых исследования ведутся ради знания самого по себе. К первым И.С. Относил науку об управлении городами, о поведении человека в отношении своего дома, жены, детей, имущества (которую он называл наукой об управлении хозяйством), ко вторым — науку о самом человеке.

Существует также версия, согласно которой к теоретическим наукам И.С. Относил "высшую" науку — учение об абсолютном бытии, "среднюю" науку, к которой он относил математику, астрономию, музыку и "физику", в которую был включен весь спектр естественно-научных знаний того времени. По другой версии, каждую из теоретических наук И.С. Подразделял на "чистые", или "первичные", к которым он относил учение о материи, форме, движении, минералах, растениях, животных и т.д., и прикладные, или вторичные, к которым он относил медицину, астрологию, алхимию, физиономику, объяснение снов и науку о волшебстве. Обосновывая перспективы дальнейшего развития науки, И.С. Выдвигал положение о независимом друг от друга существовании науки и религии, религии и философии, о независимости философии, основанной на достижениях человеческого разума.

Признавал существование мира идей отдельно от мира вещей. По мнению И.С., мир возникает путем эманации, но не по воле Бога, а в силу естественной и непреложной необходимости. Сам Бог у И.С. Абстрактен и безличен, мирматериален и вечен, — как и сам Бог. В краткой философской энциклопедии "Книга знаний" И.С. Писал. "Бытие не имеет границ", оно "изначально разделяется на субстанцию и акциденцию". Источник существования субстанции надо искать в ней самой, ибо она сущность природы, "телесная форма содержится в самой материи, и тело образуется из этой материи". Движение, по мысли И.С., потенциально заключено в материи, оно означает видоизменение тела и его нельзя объяснить "толчком". И.С. Писал. ". Движение — это то, что понимается под состоянием тела, когда оно видоизменяется, начиная со склонности, пребывающей в нем.

Это переход от потенции к действию, который совершается непрерывно, не только одним толчком". Согласно И.С., природные явления связаны, в мире царит естественная закономерность, не нарушаемая Божественным вмешательством. "Разумную душу" считал бессмертной, а материю вечной, несотворенной и множественной — причиной разнообразия единичных вещей. Логика у И.С. Состоит из четырех разделов. Учение о понятии, суждении, умозаключении и доказательстве. И.С рассматривал "логическое учение как орудие достижение истины, как средство предотвращения заблуждения, искажения, ошибки". По И.С., "это инстру- мент, который сравнивает истину и ложь". ". Логические категории и принципы должны соответствовать вещам". И.С. Сыграл большую роль в распространении и популяризации учения Аристотеля, в развитии рационального мышления.

Разрабатывал вопросы о единичном и общем, о логических ошибках, о суждениях, которые он разделял на категорические, условно-соединительные и условно-разделительные, о силлогизмах и т.д. Рассматривал атрибуты материи. Время, движение, пространство. Рассматривал различие между необходимо-сущим и возможно-сущим бытием, между сущностью и существованием. Занимался вопросами соотношения чувственного и рационального. Согласно И.С., "познание состоит в отображении определенным способом образа познания познающим субъектом". "смысл выражения я почувствовал нечто внешнее состоит в том, что это нечто отобразилось в моем чувстве". "я почувствовал в душе означает, что сам образ вещи отобразился в моей душе". Познание рассматривал как "отражение".

И.С. Большое внимание в своих работах уделял образованию, отводя значительное место в образовании основным наукам и получению профессиональных знаний согласно внутренним индивидуальным склонностям, отдавая предпочтение коллективным формам обучения. Акцентировал роль отца и наставника в воспитании мальчиков, а по поводу управления говорил, что прежде чем управлять другими, необходимо научиться управлять собой. Цель воспитания видел в достижении главных добродетелей. Воздержанности, смелости, мудрости, справедливости. Говорил о необходимости укрепления здоровья не только физического, но и нравственного. Высшего счастья — душевной гармонии человек, по мысли И.С., достигает тогда, когда способен возвыситься мыслью к высотам познания.

Как писал И.С., "мы умираем и с собой уносим лишь одно. Сознание того, что мы ничего не узнали". E.H. Вежновец.

Значения в других словарях
Ибн Сина

Абу Али Хусейн ибн Абдаллах (латинизированное — Авиценна) (980, с. Афшана, близ Бухары, — 18.6.1037, Хамадан), учёный, философ, врач, представитель восточного аристотелизма. Жил в Средней Азии и Иране, занимал должности врача и везира при различных правителях. Главные философские труды — «Книга исцеления» (в сокращённом изложении — «Книга спасения»), «Книга указаний и наставлений»,« Книга знания» (на языке фарси). Философия И. С. Продолжает традиции восточного аристотелизма в области метафизики..

Ибн Сина

ИБН СИНА (латинизир. Авиценна - Avicenna,) (ок. 980-1037), ученый, философ, врач, музыкант. Жил в Ср. Азии и Иране, был врачом и везиром при разных правителях. В философии продолжал традиции арабского аристотелизма, отчасти неоплатонизма. Основные философские сочинения - "Книга исцеления", "Книга указаний и наставлений" и др. - содержат также естественно-научные воззрения, музыкально-теоретические положения ибн Сины. Трактаты ибн Сины были необычайно популярны на Востоке и на Западе. Энциклопеди..

Ибн Сина

Или Авиценна (980-1037), величайший из философов и врачей арабского Востока, родился в селе Афшана близ Бухары в 980. Получив неформальное образование и усвоив начала арифметики, геометрии и медицины, досконально изучил Коран. Удивительно разносторонние познания Ибн Сины касались почти всех областей знания. В 997 он стал придворным врачом и имел доступ к библиотеке Саманидов в Бухаре. После падения династии Саманидов в 1004 он переехал из Бухары в Ургенч, где при дворе хорезмшаха Абу-л-Аббаса Ма..

Ибн Сина

Ибн Сина (Авиценна) (Avicenna)Ибн Сина, Абу Али Хусейн ибн Абдаллах (латинизированное - Авиценна) (Avicenna) (ок. 980 - 1037) Персидский ученый, философ, врач, поэт, музыкант, математик, представитель восточного аристотелизма. Родился Ибн Сина в селе Афшана, близ Бухары. Жил в Средней Азии и Иране. С 998 был приближенным ко дворам нескольких правителей, при которых занимал должности врача. Свободолюбивые взгляды и независимый характер Ибн Сины вызывали ненависть к нему высокопоставленного мусуль..

Ибн Сина

(латинизиров. Авиценна, Avicenna) Абу Али Хусейн ибн Абдаллах (ок. 980, с. Афшана, близ Бухары - 18 VI 1037, Хамадан) - учёный-энциклопедист, врач, философ восточного средневековья. Образование получил в Бухаре. Одно время находился при дворе правителя Хорезма. Позднее переселился в Джурджан, жил в Казвине, Исфахане, Хамадане. Автор мн. Трактатов и книг. В нек-рых из них рассматривал муз.-теоретич. Вопросы. Разделы "Свод науки о музыке" ("Книга исцеления") и "Сокращённое изложение науки о музыке..

Ибн Сина

(латинизир. Авиценна, Avicenna) (ок. 980-1037). ..

Ибн Сина

(наст. Имя - Aбу Aли Xусейн ибн Aбдаллах, латинизированное - Aвиценнa) - крупнейший учёный средневековья, философ, врач, естествоиспытатель, математик и поэт. Жил в Cp. Aзии и Иране, занимал должности врача и везира при разл. Правителях. Гл. Труды - "Книга указаний и наставлений", "Книга знания", "Канон врачебной науки", "Книга исцеления" (в сокращённом изложении - "Книга спасения"). Oдин из разделов энциклопедич. "Книги исцеления", написанной ок. 1023, посвящен минералам и горообразованию. B 12..

Ибн Сина

(наст. Имя - Aбу Aли Xусейн ибн Aбдаллах, латинизированное - Aвиценнa) - крупнейший учёный средневековья, философ, врач, естествоиспытатель, математик и поэт. Жил в Cp. Aзии и Иране, занимал должности врача и везира при разл. Правителях. Гл. Труды - "Книга указаний и наставлений", "Книга знания", "Канон врачебной науки", "Книга исцеления" (в сокращённом изложении - "Книга спасения"). Oдин из разделов энциклопедич. "Книги исцеления", написанной ок. 1023, посвящен минералам и горообразованию. B 12..

Ибн Сина

(латинизир. - Авиценна (Avicenna)), Абу Али Хасан ибн Ахмед (980-1037) - ученый и поэт народов Ср. Азии и Ирана, сыгравший огромную роль в развитии медицины, естествознания и философии. Род. В с. Афшана близ Бухары в семье чиновника саманидской администрации. Юношеские годы провел в Бухаре. У И. С. Рано проявилась высокая одаренность. Ему было разрешено пользоваться знаменитой эмирской библиотекой в Бухаре. С падением дома Саманидов в жизни И. С. Наступает длит. Период странствий. Ок. 1002 он пе..

Ибн Сина

(латинизированная транскрипция - Авиценна, Avicenna) Абу Али Хусейн ибн Абдаллах (ок. 980-1037) - среднеазиатский философ, энциклопедист, врач, поэт, математик, естествоиспытатель. Учиться начал в 6 лет, к 10 годам закончил курс словесных наук, а к 15 годам постиг 'индийский счет' - арифметику, геометрию, алгебру. Осваивал юридические науки, логику и т.д. Позже приступил к самостоятельному изучению наук, закончил учебу к 18 годам. В молодости, по преданию, И.С. Вылечил тяжело заболевшего султана..

Ибн Сина

ИБН СИНА (латинизированная транскрипция - Авиценна) Абу Али Хусейн ибн Абдаллах (ок. 980-1037) - среднеазиатский ученый, философ и врач. Жил в Бухаре и Иране. Оставаясь приверженцем ислама, он сыграл большую роль в распространении философского наследия античного мира, много сделал для утверждения рационального мышления и пропаганды естественнонаучных знаний. Будучи сторонником учения Аристотеля, И.С. Иногда отступал в сторону неоплатонизма. Развивая логику, физику и метафизику Аристотеля, И.С. П..

Ибн Рушд Абу-л-валид Мухаммед Ибн Ахмед

[латини-зир. - Аверроэс (Averroes)] (1126-1198) - араб. Философ, ученый, медик, виднейший представитель восточного перипатетизма. Был разносторонне образованным человеком, служил в качестве главного судьи г. Севилья и придворного врача у правителя Кордовы. Идейная атмосфера мусульманской Испании втор. Пол. 12 в. Характеризовалась резко негативным отношением к философии со стороны религиозных деятелей, весьма недовольных популярностью "чужестранной науки" - философии. В 1195 произведения И.Р. Был..

Ибн Рушд Или Ибн Рошд

(латинизированная транскрипция — Аверроэс, Averroes) Абу аль-Валид Мухаммед ибн Ахмед (1126—1198) — арабский философ, государственный деятель Кордовского халифата, врач, астроном. Был в Андалузии судьей, придворным врачом. Бежав от преследования, умер в Марокко. Не порывая с исламом, развивал в комментариях к трудам Аристотеля его материалистические идеи о вечности и несотворенности материи и движения, выдвинул идею абстрактного мирового разума (нуса) как единой безличной субстанции, общей для в..

Ибн Сина Абу Али Хусейн Абдаллах

[латинизир. - Авиценна (Avicenna)] (980-1037) - философ, ученый, врач, представитель восточного перипатетизма. На мусульманском Востоке был известен под именем "аш-Шейх ар-Раис" ("Первый мудрец") и "Худжат аль-Хак" ("Авторитет истины"). В довольно раннем возрасте испытал влияние исмаилизма, еще в юности приобщился к религиозным наукам, античному наследию, логике и математике, физике и медицине. Слава искусного врача пришла к нему после того, как он в 17-летнем возрасте вылечил эмира Бухары. И.С...

Ибн Туфайл Абу Бекр Мухаммед Ибн Абд-ал-малик

[латинизир. - Абубацер (Abubacer)] (ок. 1105-1185) - араб. Философ, ученый, государственный деятель. Получил хорошее образование, считался знатоком философии и естественных наук, астрономии и медицины, музыки и поэзии, суфизма. Его политическая карьера началась в Гранаде, где он был секретарем местного правителя. Позднее И.Т. Возвысился до положения придворного врача и визиря альмохадского халифа. Написал ряд трактатов по медицине, но сохранилась только его филос. Повесть "Хайя бен Якзан" ("Живо..

Дополнительный поиск Ибн Сина Ибн Сина

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ибн Сина" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ибн Сина, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 8 символа