Ибн Сина Абу Али Хусейн Абдаллах

240

[латинизир. - Авиценна (Avicenna)] (980-1037) - философ, ученый, врач, представитель восточного перипатетизма. На мусульманском Востоке был известен под именем "аш-Шейх ар-Раис" ("Первый мудрец") и "Худжат аль-Хак" ("Авторитет истины"). В довольно раннем возрасте испытал влияние исмаилизма, еще в юности приобщился к религиозным наукам, античному наследию, логике и математике, физике и медицине. Слава искусного врача пришла к нему после того, как он в 17-летнем возрасте вылечил эмира Бухары. И.С. Считается автором свыше 400 работ на араб. Языке и около 20 - на фарси по всем известным тогда разделам науки и филос. Знаний. Наибольшую известность ему принес "Канон врачебной науки" и многотомный энциклопедический труд "Книга исцеления" (в сокращенном изложении "Книга спасения"), которая состоит из четырех разделов, посвященных логике, физике, математическим наукам и метафизике.

На фарси им была написана знаменитая "Книга знания" (Даниш-намэ). В последний год своей жизни он написал "Книгу указаний и наставлений", в которой подвел итоги своих филос. Размышлений. В классификации наук логика рассматривается им как пропедевтика к философии, а собственно философия разделяется на теоретическую (физика, математика и метафизика) и практическую (этика, домоводство (экономика) и политика). Метафизика подразделяется на "универсальную" (онтология и начало естественных наук) и "божественную", которая содержит в себе принципы эманационного учения, служащего переходом к практическим наукам. В логическом учении И.С. Содержится решение вопроса о соотношении философии, "спекулятивной теологии" (калам) и религии.

Философия основывается на аподиктических суждениях как единственно достоверных, калам опирается на диалектику и софистику, а религия - на риторические и поэтические суждения. В онтологии он рассматривает проблемы универсалий, соотношение сущности и существования, учение о "бытийно- возможном" и "бытийно-необходимом", поскольку бытие, согласно Аристотелю и И.С, не может выступать в качестве рода, делимого на к.-л. Виды. Предметом метафизики у И.С. Выступает сущее как таковое. Отношения между предметами, необходимо сопутствующими сущему (субстанция и акциденция, единое и многое, потенциальное и актуальное, общее и частное, возможное и необходимое), он рассматривает как чисто логические отношения. Основная задача метафизики - доказательство того, что у сущего есть единое начало.

Предельное основание бытия И.С. Рассматривает как вневременное целокупное сущее ("бытийно-необходимое само-по-себе"), т.е. Бог неизменен и запределен времени, а мир отождествляется с совокупностью вещей в пространстве и во времени, которые сами по себе лишь возможны ("бытийно- возможное само-по-себе"). Но поскольку совокупность вещей включена во всеобщую систему причинно-следственных связей, то они становятся необходимыми ("бытийно- необходимое бла-годаря-другому"). Т.о., отношение Бога к миру уподобляется отношению логического исследования. В божественной науке соотношение между этими тремя "ипостасями" сущего именуется эманацией. Согласно И.С, универсалии существуют лишь в вещах и после вешей как отражение вещей в человеческом разуме.

Неприятие И.С. Представлений о самосущих универсалиях, подобных платоновским идеям, обусловлено тем, что И.С. Считал различие между сущностью и существованием не реальным, а лишь логическим. Филос. И медицинские идеи И.С. Оказали большое влияние на развитие науки в странах Востока и Запада.Китаб ан-Наджат. Каир, 1938. Аш-Шифа. Ал-Бурхан. Каир, 1954. Аш-Шифа. Ал- Илахиййат. Каир, 1960. Т. 1-2. Аш-Шифа. Ал-Мантык. Т. I. Каир, 1952, Т. 2. Каир, 1970. Канон врачебной науки. Ташкент, 1954-1961. Т. 1-5. Китаб ал-Ишарат ва-т- Танбехат. Каир, 1957-1960. Т. 1-4. Избр. Филос. Произв. М., 1980. Избр. М. 1980. Книга наставлений и указаний. Душанбе, 1980. Аш-Шифа. Ат-Табиййат. Т. 1. Каир, 1983. Т. 2. Каир, 1969. Т. 6. Каир, 1975. Жизнеописание, Книга исцеления (Математика. Тройка. Свод науки о музыке) // Классики арабо-мусульманской философии в переводах А.В.

Сагадеева. Т. 1. Нью-Йорк, 1999. Даниш-намэ. М. 1999. The Metaphysica of Avicenna (Ibn-Sina). London, 1973.Абу Али Ибн-Сина. К 1000-летию со дня рождения. Ташкент, 1980. Абу Али Ибн-Сина и его эпоха. К 1000-летию со дня рождения. Душанбе, 1980. Завадовский Ю.Н. Абу Али Ибн-Сина. Жизнь и творчество. Душанбе, 1980. Сагадеев А.В. Ибн-Сина (Авиценна). М., 1980, 1985. СагадеевА.В. Восточный перипатетизм. Нью-Йорк, 1999. Goichon A- M. La distinction de l'essence et de l'existence d'apres Ibn Sina (Avicenna). Paris, 1937. Goichon A.-M. La philosophie d'Avicenna et son influence en Europe medievale. Paris, 1944. Corbin H. Avicenna et le Recit visionnaire. Teheran. Pans, 1954. T. 1-2. Afman S.M. Avicenna. His Life and Works. London, 1958. Morewedge P. The Metaphysica of Avicenna. London, 1973.

Carra de Vaux B. Avicenna. Amsterdam, 1974.Н.С. Кирабаев.

Значения в других словарях
Ибн Рушд Или Ибн Рошд

(латинизированная транскрипция — Аверроэс, Averroes) Абу аль-Валид Мухаммед ибн Ахмед (1126—1198) — арабский философ, государственный деятель Кордовского халифата, врач, астроном. Был в Андалузии судьей, придворным врачом. Бежав от преследования, умер в Марокко. Не порывая с исламом, развивал в комментариях к трудам Аристотеля его материалистические идеи о вечности и несотворенности материи и движения, выдвинул идею абстрактного мирового разума (нуса) как единой безличной субстанции, общей для в..

Ибн Сина

(латинизированная транскрипция — Авиценна, Avicenna) Абу Али Хусейн ибн Абдаллах (ок. 980—1037) — среднеазиатский философ, энциклопедист, врач, поэт, математик, естествоиспытатель. Учиться начал в 6 лет, к 10 годам закончил курс словесных наук, а к 15 годам постиг "индийский счет" — арифметику, геометрию, алгебру. Осваивал юридические науки, логику и т.д. Позже приступил к самостоятельному изучению наук, закончил учебу к 18 годам. В молодости, по преданию, И.С. Вылечил тяжело заболевшего султана..

Ибн Туфайл Абу Бекр Мухаммед Ибн Абд-ал-малик

[латинизир. - Абубацер (Abubacer)] (ок. 1105-1185) - араб. Философ, ученый, государственный деятель. Получил хорошее образование, считался знатоком философии и естественных наук, астрономии и медицины, музыки и поэзии, суфизма. Его политическая карьера началась в Гранаде, где он был секретарем местного правителя. Позднее И.Т. Возвысился до положения придворного врача и визиря альмохадского халифа. Написал ряд трактатов по медицине, но сохранилась только его филос. Повесть "Хайя бен Якзан" ("Живо..

Ибн Туфейль, Абу Бекр Мухаммед Ибн Абд-аль-малик

Лат. Абубацер (Abubacer) (род. В нач. 12 в. – ум. 1185) – араб, философ, ученый, государственный деятель. Визирь и лейб-медик второго халифа из династии Альмохадов Абу Якуба Юсуфа (И63-1184). Вел переписку с Ибн Рушдом. Сохранилось лишь одно его соч. – философский роман «Хай Ибн Якзан» (рус. Пер. 1920). Названия и имена героев романа заимствованы у Ибн Сины. В этом романе автор доказывает, что человек через наблюдение окружающей его природы и постепенное развитие своих способностей может прийти ..

Дополнительный поиск Ибн Сина Абу Али Хусейн Абдаллах Ибн Сина Абу Али Хусейн Абдаллах

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ибн Сина Абу Али Хусейн Абдаллах" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ибн Сина Абу Али Хусейн Абдаллах, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 32 символа