Идиографическая Наука

254

(от греч. Idios - особенный, своеобразный, странный, неслыханный, gra-pho - пишу) - наука, целью которой является представление исследуемых объектов в их единственности и неповторимости, как единых уникальных целых. Термин был введен В. Виндельбандом, противопоставившим индивидуализирующую И.н. Генерализирующей номотетической науке. "Номотетическое мышление", по Виндельбанду, направлено на отыскание общих законов, которым подчиняются изучаемые явления. "идиографическое мышление" ищет "отдельные исторические факты", рассматривает явления с т.зр. "их однократного, в себе самом определенного содержания".Противопоставление двух типов наук по их предмету и методу было последовательно развито Г. Риккертом, говорившим о "науках о природе" и "науках о культуре".

Риккерт не считал, что понятие научного закона является универсальной категорией эпистемологии и что каждая наука призвана устанавливать законы. "Если мы отделим закономерность как методологическую форму от причинности, то все же, хотя всякая действительность обусловлена причинно, могут существовать науки, которые вовсе не интересуются законами, но стремятся познавать индивидуальные причинные ряды". Естественные науки, или науки о природе, устанавливают универсальные законы. Науки, занимающиеся изучением "человека в истории", не формулируют никаких законов, а изучают отдельные исторические факты и их причинные связи. С т.зр. Риккерта, понятия "закон науки" и "закон природы" совпадают, поскольку никаких законов, касающихся развития культуры, не существует.

Социологию Риккерт характеризовал как "чисто естественно-научное трактование человеческой социальной духовной жизни". Позднее М. Вебер, принимавший риккертовское противопоставление наук о культуре наукам о природе, выдвинул программу развития социологии как "универсально-исторической" науки. "понимающая социология" разрабатывалась им как противоположность "понимающей психологии" В. Дильтея.Противопоставление И.н. Номотетической науке не является абсолютным. Виндельбанд подчеркивал, что И.н., воссоздающие объекты в их единичности и уникальности, нуждаются в определенных общих положениях, которые устанавливаются номотетическими науками. И.н. Должны не отказываться полностью от номотетического метода, а использовать его в качестве подчиненного, иначе они рискуют впасть в релятивизм (неокантианцы неточно называли его "историзмом").

Преувеличение же роли номотетического метода в И.н. Ведет к методологическому натурализму, трактующему генерализирующий метод естественных наук как универсальный.Постановка Виндельбандом и Риккертом вопроса о специфике методологии исторических наук оказала существенное воздействие на методологию социального и гуманитарного познания. Идея, согласно которой задача науки истории в том, чтобы раскрыть законы исторического развития, начала складываться в Новое время. Ее отстаивали О. Конт, К. Маркс, Дж.С. Милль, Г. Зиммель и др. Однако уже в нач. 20 в. Число сторонников этой идеи стало резко уменьшаться. Одной из причин такого поворота явилось то, что замысел открыть законы истории и тем самым поставить науку историю в один ряд со всеми др.

Науками, устанавливающими определенные закономерности, не привел ни к каким конкретным, сколь-нибудь надежно обоснованным результатам. Др. Причиной являлось распространение убеждения в методологическом своеобразии исторических наук, для которых понятие закона науки является чужеродным (см. Историзм).Виндельбанд В. История и естествознание. СПб., 1904. Риккерт Г. Философия истории. СПб., 1908. Виндельбанд В. Философия в немецкой культурной жизни XIX столетия. М., 1910. Поппер К. Нищета историцизма. М., 1993. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998..

Значения в других словарях
Идея

— понятие, широко используемое в различных философских системах для обозначения наиболее развитых форм духа (позднее — знания). Понятие И. Является одним из центральных у Платона, обозначая трансцендентный мир истинного бытия, по образцу которого существуют вещи чувственной реальности. Это учение получает развитие в неоплатонизме и средневековой философии, которые трактуют И. Как идеальные формы, по образцу которых божественный ум, а затем и сам Бог творят вещи. Таким образом, от античности до В..

Идея Трансцендентальная (понятие разума)

– по Канту, понятие, которое имеет свой источник лишь в рассудке и превышает возможность опыта, но является необходимым для систематического упорядочения понятий и знаний в совершенную науку. В качестве трех идей метафизики (трансцендентальных идей) он указывает Бога, свободу, бессмертие.. ..

Идиографический Метод

См. ВИНДЕЛЬБАНД, ИСТОРИЦИЗМ.. ..

Идиосинкразия

(от греч. Idles собственный, своеобразный и synkrasis – смесь, своеобразная смесь телесных соков) – повышенная чувствительность на воздействие определенных веществ, запахов. Сильное отвращение к каким-либо вещам, блюдам, запахам, животным, лицам и т. Д. Аллергия на определенные цветы, овощи, фрукты. Также кажущееся душевное и интеллектуальное отвращение.. ..

Дополнительный поиск Идиографическая Наука Идиографическая Наука

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Идиографическая Наука" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Идиографическая Наука, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 21 символа