Настоящее

209

— понятие постмодернистской философии, в содержании которого традиционная семантика соответствующего термина переосмыслена в плане поворота от сугубо темпоральной его интерпретации к его трактовке в качестве единственной реальности бытия, различные конфигурации осмысления которой выступают в качестве проекций прошлого и будущего. Так, по оценке Делеза, "только настоящее существует во времени. Всякое будущее и прошлое таковы лишь в отношении к определенному настоящему. Но при этом принадлежат более обширному настоящему. Всегда есть более обширное настоящее, вбирающее в себя прошлое и будущее". Именно и только Н., понятое как всеохватная тотальность данного нам бытия, характеризуется всей полнотой материальной событийности.

"настоящее — это все. Прошлое и будущее указывают только на относительную разницу между двумя настоящими" (Делез). В рамках постмодернистских аналитик Н. Могут быть выделены два магистральных направления его исследования. 1) направление, центрированное анализом такого аспекта Н., как его имманентная неравновесность, обеспечивающая принципиальную нелинейность любой связанной с ним процессуальности. Фактически Н. В его постмодернистской интерпретации может быть понято как неравновесная среда, обладающая креативным потенциалом самоорганизации, по отношению к перманентному Н. Которой все конкретно возможные ее модификации выступают в качестве своего рода аналога диссипативных структур. Так, Деррида определяет актуальное состояние текста как характеризующееся своего рода "взвихренностью".

Делез связывает феномен креативного потенциала Н. С его "потрясением" (или "умопомешательством глубины") и т.п. 2) направление, анализирующее феномен Н. В свете идеи историчности форм опыта (мы, согласно Фуко, не только "конечные", но и "исторически определенные существа"). В рамках данного подхода к Н. Фуко вводит в категориальный аппарат постмодернизма понятийную структуру "онтология настоящего" (или "онтология нас самих"), фундированную той презумпцией, что наличное состояние субъекта (как общества, так и индивида) задана конкретно определенными, исторически артикулированными и социокультурно детерминированными нормативами дискурса, знания, власти и субъективности как таковой (см. "Смерть субъекта", "Воскрешение субъекта").

Согласно самоопределению Фуко, данному в беседе "Нет — секс-королю" (1977), философская работа есть не что иное, как работа "историка настоящего". В свете этого, заданного презумпцией Н., подхода к предметности центральной задаче философа оказывается задача "анализировать наше собственное настоящее" (Фуко). А если учесть, что этот анализ выступает в постмодернизме в качестве программно критического ("аналитическая критика" у Деррида), то эта задача артикулируется как задача диагностики. От программы "диагностировать настоящее" у Фуко до известного обозначения Хабермаса в качестве "диагноста своего времени". В целом, в постмодернистской системе отсчета Н. Выступает фактически основным предметом философского осмысления (см.

"Основной вопрос философии"). "В форме столь же наивной, как сказка для детей, я скажу, что вопросом философии долгое время было. "В этом мире, где все гибнет, — что есть не-преходящего. Что мы суть — мы, которые должны умереть, — в отношении к тому, что не проходит?". Мне кажется, что начиная с XIX века философия непрестанно приближается к вопросу "Что происходит теперь, и что такое мы — мы, которые, быть может, суть не что иное и не более, чем то, что происходит теперь?". Вопрос философии — это вопрос об этом настоящем, которое и есть мы сами" (Фуко).М.А. Можейко.

Значения в других словарях
Настоящее

Сегодняшнее, нынешнее, сегодня(шний день). Сегодняшний день, действительность. Ant. Прошлое, вчера(шний день). ..

Настоящее

1. Ср.Данное, теперешнее время.2. Ср. Разг.То, что является натуральным, неподдельным.. ..

Настоящее

«НАСТОЯЩЕЕ» - ежемесячный журнал сибирской лит-ой группы того же названия. Первый номер «Н.» вышел в январе 1928.За два с лишним года своего существования «Н.», борясь против правых и буржуазных тенденций в литературе, против представителей «воронщины» (Правдухиных и Зазубриных), фактически занимало позицию лефовской фактографии. Как и Леф , «Настоящее» высказывалось против «вымысла», за газетный очерк, отрицая так. Обр. Специфику художественной литературы, ее качественные отличия от журналисти..

Настоящее

Понятие постмодернистской философии, в содержании которого традиционная семантика соответствующего термина переосмыслена в плане поворота от сугубо темпоральной его интерпретации к его трактовке в качестве единственной реальности бытия, различные конфигурации [осмысления] которой выступают в качестве проекций прошлого и будущего. Так, по оценке Делеза, "только настоящее существует во времени. Всякое будущее и прошлое таковы лишь в отношении к определенному настоящему. Но при этом принадлежат бол..

Настоящее

Понятие постмодернистской философии, в содержании которого традиционная семантика соответствующего термина переосмыслена в плане поворота от сугубо темпоральной его интерпретации к его трактовке в качестве единственной реальности бытия, различные конфигурации осмысления которой выступают в качестве проекций прошлого и будущего. Так, по оценке Делеза, 'только настоящее существует во времени. Всякое будущее и прошлое таковы лишь в отношении к определенному настоящему. Но при этом принадлежат более..

Наслаждение

См. Гедонизм.. ..

Наследственность

Передача прямым потомкам родительских свойств. Осуществляется благодаря непрерывности зародышевой плазмы. В то время как из одной части ее образуется тело нового индивида, др. Часть продолжает свое существование в зародышевых клетках (яйцеклетках и сперматозоидах) этого индивида. В новом поколении этот процесс происходит вновь, в результате чего опять образуется новое тело, и, т. Д. В теле «развиваются» «задатки» зародышевой плазмы и через нее передаются от поколения к поколению (см. Ген, Изменч..

Настоящее Время

(от лат. Praesens – современный) – в психологии отрезок времени, который переживается как непосредственная данность. Как правило, это время продолжается только несколько секунд.. ..

Настроение

Состояние чувств человека, которое весьма изменчиво и в значительной степени зависит от состояния здоровья. Дисгармоничное нарушение этого состояния воспринимается как плохое настроение. Наличие того или иного настроения оказывает огромное влияние на поведение, деятельность и внешний вид человека. По Хайдеггеру, настроение (он говорит состояние) является действительным глубочайшим выражением общечеловеческого способа бытия. Одним из самых значительных настроений является страх, ибо благодаря ему..

Дополнительный поиск Настоящее Настоящее

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Настоящее" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Настоящее, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 9 символа