Наторп (Natorp) Пауль

201

(1854—1924) — немецкий философ, представитель марбургской школы неокантианства. С 1885 преподавал в Марбургском университете на кафедре философии. Работы Н. Можно условно подразделить на три больших блока, посвященных главным образом. 1) историко-философской, 2) логико-психологической и 3) социально-педагогической тематике. Особенно велик круг его работ, посвященных историко-философским проблемам, среди которых основополагающее значение принадлежит исследованию античной философии. "Исследования по истории проблемы познания в древности. Протагор, Демокрит, Эпикур и скепсис" (1884), "Этика Демокрита" (1893), "Государство Платона" (1898). Главная работа в этом цикле — "Учение Платона об идеях" (1903). В центре философских интересов Н.

Находятся главным образом вопросы теории познания у античных мыслителей, которых он рассматривает как во многом непосредственных предшественников кантовского критицизма. Среди идей, предваряющих неокантианство, Н. Располагает и гносеологические взгляды Декарта, которому он посвятил значимую работу своего историко-философского цикла — "Теория познания Декарта. Этюд из предыстории критицизма" (1882). В своем анализе античных философов Н. Избыточно осовременивал их взгляды, приближая их в своем истолковании к философским системам Нового времени и, в особенности, к системе идей Канта. Очень характерной в этом плане оказывается и трактовка Н. Античного скептицизма, рассматриваемого как учение, непосредственно примыкающее к критическим идеям Канта.

Аналогичной оказывается и интерпретация Н. Философии Платона, с изучения которой ученый и начал, по сути, свой творческий путь в философии. К такой аберрации Н. Привела осуществленная им подчеркнуто оригинальная интерпретация платоновской "идеи", которую Н. Лишил онтологического статуса как существующую независимо от мышления и трансформировал в исключительно логический закон, выражающий единство в многообразии и постоянство в изменчивости. Этот закон, по мысли Н., представляет собой "метод", при помощи которого мышление и формирует свой предмет. В своей философии Н. Ориентировался на математику, которая, так же как философия, на взгляд Н., исследует логическое начало. По Н., математика ищет лишь частные проявления этого закона, философию же интересует окончательное единство всякого мышления, проявляющееся в логической функции.

При этом саму философию Н. Отождествлял с логикой — не формальной, а с учением, исследующим в духе Канта и Когена априорные условия единства точных наук. Как и Коген, Н. Стремился использовать математику для обоснования своей беспредпосылочной гносеологии, рассматривая функциональные отношения в математике как такие, источник которых находится не в реальности и не зависит от субъекта. Они, по Н., положены самой мыслью и восходят к априорным условиям мыслимости любых объектов и любых их связей. В последние годы жизни Н. Приходит к идее т.наз. Общей логики, отступая при этом от некоторых идей Канта и приближаясь к логицизму скорее гегелевского толка. Кроме гегельянских в его творчестве начинают звучать отголоски и более ранних мыслителей — Гераклита, Платона, Николая Кузанского.

Это проявилось в поисках т.наз. Изначального единства "трех высших понятий" — мышления, бытия и познания. С позиций этого единства, всякое мышление оказывается мышлением бытия, а всякое бытие — бытием мысли. Эту точку зрения первичного единства, будто бы возвышающегося над мышлением и бытием, Н. Называет "простым полаганием", или "тезисом". Вместе с ним впервые возникает мышление, логос. Это первоначальное полагание, в котором и обнаруживается изначальное единство мышления, бытия и познания, гласит. Es ist, или "нечто есть". В своей общей логике, которая, хотя и занята всеми этими проблемами, Н. Использует многие достижения классического идеализма. Так, у Гегеля Н. Заимствует тройственную структуру процесса полагания.

Полагание, противополагание и полагание единства различенных противоположностей. Сформулированный Н. Закон совпадения гласит. Простое полагание и его отрицание совпадают в синтезе, составляя тем самым триаду логического развития. (1) мышление как безразличное тождество отрицает себя, выступая в качестве собственной противоположности — бытия (2), и воссоединяется с самим собой через познание (3). Этой тройственности у Н. Соответствуют — "безразличие", "дифференцирование" и "совпадение". Закон совпадения предполагает принятие противоречия в истинный логос. То, что противоречит, существует не в обычном смысле понятия существования, это — "небытие", и оно в конечном смысле есть несуществование логического бытия. Но бытийный смысл небытия оказывается более содержателен, по Н., чем смысл простого бытия.

И если в "бытии" небытия утверждение одерживает победу, то одерживает оно ее только потому, что оно полностью признает право отрицания. Все эти идеи явно выводят позднего Н. Из рамок неокантианской философии. Ряд работ Н. — "Философская пропедевтика" (1911), "Социальная педагогика" (1911), "Культура на- рода и культура личности" (1912) посвящены т.наз. Социальной педагогике, главная идея которой — идеал неограниченного господства духа и направленное на пробуждение в каждом человеке сознание внутренней свободы. Н. Стремился создать целостную систему воспитания, целью которой была бы гармония индивидуального и социального начал в человеке. Осмысление Н. В качестве предмета философии финального единства мышления, выводимого им из методологически артикулированной платоновской "идеи" (переосмысление Платона в духе "панметодизма", по самооценке Н.), позволило ему наметить контуры новой философской интерпретации единства как мышления, бытия и сознания, равно фундированных логическим "первоначалом", так и философии, логики и математики, ориентированных на постижение различных сторон логического начала как первоначала.

Н. Сыграл значительную роль в становлении гносеологической концепции марбургской школы неокантианства.Т.Г. Румянцева.

Значения в других словарях
Наторп (Natorp) Пауль

НАТОРП (Natorp) Пауль (1854-1924) - немецкий философ, один из главных представителей марбургской школы неокантианства. Разрабатывал основные идеи Г. Когена. Видел задачу неокантианства в создании философии культуры на основе трансцендентального метода. С позиций трансцендентализма интерпретировал историю античной философии (в частности, учение Платона об идеях). Работы по проблемам социальной педагогики.. ..

Настроение

Состояние чувств человека, которое весьма изменчиво и в значительной степени зависит от состояния здоровья. Дисгармоничное нарушение этого состояния воспринимается как плохое настроение. Наличие того или иного настроения оказывает огромное влияние на поведение, деятельность и внешний вид человека. По Хайдеггеру, настроение (он говорит состояние) является действительным глубочайшим выражением общечеловеческого способа бытия. Одним из самых значительных настроений является страх, ибо благодаря ему..

Нативизм

(от лат. Nativus – врожденный) – учение, утверждающее врожденность идей или способностей к определенным идеям (см. Врожденные идеи). Гельмгольц употреблял выражения «нативизм» и «эмпиризм» в психологии для того, чтобы отличить теорию местных знаков от тех теорий, согласно которым ощущения пространства являются продуктом опыта.. ..

Натурализм

(от лат. Naturalis - природный, естественный. Natura - природа) - всякая филос. Концепция, рассматривающая природу как единый, универсальный принцип объяснения всего сущего, исключающий все "сверхъестественное". По И. Канту, Н. Есть выведение всего происходящего из фактов природы. Ключевое в понимании Н. Понятие природы истолковывается по-разному. Иногда утверждается даже, что оно охватывает также дух и духовные творения (стоицизм, Эпикур, Дж. Бруно, И.В. Гёте, романтизм, философия жизни). Гилоз..

Натуралистическая Ошибка

..

Наторп (Natorp) Пауль

(24.1.1854, Дюссельдорф, — 17.8.1924, Марбург), нем. Философ, теоретик социального воспитания. После завершения (1876) университетского образования (Берлин, Бонн, Страсбург) был домашним учителем, преподавателем гимназии в Страсбурге. Д-р философии с 1881. С 1885 проф. Мар-бургского ун-та. Последователь т. Н. Критического идеализма, Н. Вместе с Г. Когеном стал основателем марбург-ской школы неокантианства. В филос. Трудах сформулировал идею об объективирующей силе познания, выводящей свой предме..

Дополнительный поиск Наторп (Natorp) Пауль Наторп (Natorp) Пауль

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Наторп (Natorp) Пауль" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Наторп (Natorp) Пауль, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 21 символа