Научная Картина Мира

409

Особая форма теоретического знания, репрезентирующая предмет исследования науки соответственно определенному этапу ее исторического развития, посредством которой интегрируются и систематизируются конкретные знания, полученные в различных областях научного поиска. Термин "картина мира" используется в различных смыслах. Он применяется для обозначения мировоззренческих структур, лежащих в фундаменте культуры определенной исторической эпохи. В этом же значении используются термины "образ мира", "модель мира", "видение мира", характеризующие целостность мировоззрения. Термин "картина мира" используется также для обозначения научных онтологии, т.е. Тех представлений о мире, которые являются особым типом научного теоретического знания.

В этом смысле понятие Н.К.М. Используется для обозначения горизонта систематизации знаний, полученных в различных научных дисциплинах. Н.К.М. При этом выступает как целостный образ мира, включающий представления о природе и обществе. Во-вторых, термин Н.К.М. Применяется для обозначения системы представлений о природе, складывающихся в результате синтеза естественнонаучных знаний (аналогичным образом этим понятием обозначается совокупность знаний, полученных в гуманитарных и общественных науках). В-третьих, посредством этого понятия формируется видение предмета конкретной науки, которое складывается на соответствующем этапе ее истории и меняется при переходе от одного этапа к другому. Соответственно указанным значениям, понятие Н.К.М.

Расщепляется на ряд взаимосвязанных понятий, каждое из которых обозначает особый тип Н.К.М. Как особый уровень систематизации научных знаний. "общенаучную". "естественнонаучную" и "социально-научную". "специальную (частную, локальную) научную" картины мира. Основными компонентами Н.К.М. Являются представления о фундаментальных объектах, о типологии объектов, об их взаимосвязи и взаимодействии, о пространстве и времени. В реальном процессе развития теоретического знания Н.К.М. Выполняет ряд функций, среди которых главными являются эвристические (функционирование Н.К.М. Как исследовательской программы научного поиска), систематизирующие и мировоззренческие. Эти функции имеют системную организацию и характерны как для специальных, так и для общенаучной картины мира.

Н.К.М. Представляет собой развивающееся образование. В исторической динамике Н.К.М. Можно выделить три больших этапа. Н.К.М. Додисципли-нарной науки, Н.К.М. Дисциплинарно-организованной науки и современную Н.К.М., соответствующую этапу усиления междисциплинарных взаимодействий. Первый этап функционирования Н.К.М. Связан со становлением в культуре Нового времени механической картины мира как единой, выступающей и как общенаучная, и как естественнонаучная, и как специальная Н.К.М. Ее единство задавалось через систему принципов механики, которые транслировались в соседние отрасли знания и выступали в них в качестве объясняющих положений. Формирование специальных Н.К.М. (второй этап в динамике Н.К.М.) связан со становлением дисциплинарной организации науки.

Возникновение естественнонаучного, технического, а затем гуманитарного знания способствовало оформлению предметных областей конкретных наук и приводило к их дифференциации. Каждая наука в этот период не стремилась к построению обобщенной картины мира, а вырабатывала внутри себя систему представлений о собственном предмете исследования (специальную Н.К.М.). Новый этап в развитии Н.К.М. (третий) связан с формированием постнеклассической науки, характеризующейся усилением процессов дисциплинарного синтеза знаний. Этот синтез осуществляется на основе принципов глобального эволюционизма. Особенностью современной Н.К.М. Является не стремление к унификации всех областей знания и их редукции к онтологическим принципам какой-либо одной науки, а единство в многообразии дисциплинарных онтологии.

Каждая из них предстает частью более сложного целого и каждая конкретизирует внутри себя принципы глобального эволюционизма. Развитие современной Н.К.М. Выступает одним из аспектов поиска новых мировоззренческих смыслов и ответов на исторический вызов, стоящий перед современной цивилизацией. Общекультурный смысл Н.К.М. Определяется ее включенностью в решение проблемы выбора жизненных стратегий человечества, поиска новых путей ци-вилизационного развития. Изменения, происходящие в современной науке и фиксируемые в Н.К.М., коррелируют с поисками новых мировоззренческих идей, которые вырабатываются в различных сферах культуры (философии, религии, искусстве и т.д.). Современная Н.К.М. Воплощает идеалы открытой рациональности, и ее мировоззренческие следствия сопряжены с философско-мировоззренческими идеями и ценностями, возникающими на почве различных и во многом альтернативных культурных традиций.Л.Ф.

Кузнецова.

Значения в других словарях
Научная Картина Мира

НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА - особая форма теоретического знания, репрезентирующая предмет исследования науки соответственно определенному этапу ее исторического развития, посредством которой интегрируются и систематизируются конкретные знания, полученные в различных областях научного поиска. Термин "картина мира" используется в различных смыслах. Он применяется для обозначения мировоззренческих структур, лежащих в фундаменте культуры определенной исторической эпохи. В этом же значении используются тер..

Научение Психомоторное

Развитие организационной, сознательной, направляемой умом физической активности, такое, как, напр., ходьба, игра на музыкальном инструменте, спортивные занятия, вырабатывающие психомоторный навык. Исследуются обычно психомоторные навыки, отрабатываемые гл. О. Скоординированными движениями ног и рук, кистей рук и пальцев, т.е. Тем, что позволяет легко измерить скорость научения. Была выведена формула, которая гласит, что прогресс в научении может быть представлен как математическая функция числа ..

Научение Социальное

В психологической теории поведение, направленное на обучение, которое осуществляется под воздействием скорее влияний окружающей среды, чем врожденных или внутренних сил. Осн. Представитель теории социального научения, часто называемого моделированием, – амер. Психолог Альберт Бандура, который предпринял исследования, показавшие, что, когда дети наблюдают за другими, они обучаются многим формам поведения, таким, как соучастие, агрессия, сотрудничество, социальное взаимодействие и поощрение. При н..

Научно-исследовательская Программа

..

Научное Сообщество

..

Научная Картина Мира

НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА. ..

Дополнительный поиск Научная Картина Мира Научная Картина Мира

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Научная Картина Мира" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Научная Картина Мира, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 20 символа