Образование

296

Многозначное понятие, обозначающее и сферу социокультурной практики, и отраслевую систему, и специально организуемый процесс, и определенный результат деятельности. История О. Отображает в себе развитие культуры в целом. Задача всякого О. - приобщение человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности, права, хозяйства, превращение природного человека в культурного. Обнаруживается соответствие между ним и культурой. Сколько типов культурных ценностей - столько видов О. С этой точки зрения можно говорить об О. Нравственном, научном (или теоретическом), художественном, правовом, религиозном и т.д. О. Можно определить как процесс сохранения культурных норм с ориентацией на будущее состояние культуры, мышления и деятельности, в основе которого должно лежать культурное самоопределение человека (процесс создания и реализации системы представлений индивида о культурном пространстве, о своем месте и культурном содержании общения в этом пространстве).

Условие осуществления такого процесса - реализация человеком своего выбора. С другой стороны, традиционно под О. Понимается процесс взаимодействия. Учителя и ученика, образующихся субъектов (педагогов и ребенка), взрослых и детей, - т.е. Технологически простроенная деятельность. Ее важнейшими задачами и должны быть создание условий для самостоятельного выбора человека, формирование готовности и способности действовать на основе постоянного выбора и умения выходить из ситуации выбора без стресса. Как процесс О. Несет в себе свойства человеческой со-бытийности, реализуя одну из своих функций - соединение поколений в общем пространстве, для которого характерна бытийность каждого из его участников и выстраивание общей со-бытийности.

Осваивая через отношения мир и себя самого в этом мире, индивиды в процессе О. Получают возможность найти свое место в системе социальных отношений, активно реализовываться как самостоятельные агенты пространства отношений, соотнести свою самость с субъективностью других людей и целостностью других сообществ. Отказ от традиционного представления об образовательных процессах как линейных траекториях, по которым нормативно должен двигаться ученик, детерминировало введение в научный оборот термина "образовательное пространство", где субъективно задаются множества отношений и связей, осуществляются специальные деятельности различных систем (государственных, общественных, смешаных) по развитию индивида и его социализации.

Метафорически под общеобразовательным пространством понимают локализацию многообразия представляемых социумом индивидуальных форм развития и образовательных возможностей, т.е. Внешнее по отношению к человеку пространство выбора. В опыте каждого человека происходит становление внутренне формируемого индивидуального образовательного пространства, что приводит к появлению мультикультурного пространства О. - динамичной системы разновеликих и разносодержательных полей взаимовлияний и взаимодействий субъектов О., которые являются носителями определенного культурного и субкультурного опыта. Многообразие жизни сообществ, различия в образовательных системах помогают становлению множества педагогических практик, которые, опираясь на согласованные ценности (общепринятые значения, цели и смыслы жизни людей), выстраивают в каждой из частей широкого муль-тикультурного пространства новые образовательные системы, сообразные культурным условиям и ситуациям развития местных сообществ.

Каждый прорыв в новое образовательное пространство объективно изменяет содержание всей сферы О., создает новые культурные условия его развития. В практике О. Появляются инновационные образовательные системы, в которых приходят изменения в способах деятельности и стиле мышления. Категория новизны здесь относится не только и не столько ко времени и к количеству, сколько к качественным чертам изменений в системе. Значения слова "О." (bilding - нем., edication - англ.) означает и процесс возникновения некоего идеального образа. Однако, такое понимание не получило широкого развития в массовой педагогической практике советского периода. Это нашло свое отражение в педагогической теории, в которой О. Определяется как получение систематизированных знаний, умений и навыков, а также как совокупность знаний, полученных в результате обучения и практической подготовки, достигнутой в результате "учебно-воспитательной работы".

Само же О. Мыслится как производственная отрасль. О., обучение, воспитание не различаются по смыслу, фактически О. Подменяется подготовкой, которая в таком подходе вообще не выделяется в качестве самостоятельного образовательного процесса. Между тем институты О. И подготовки должны быть устроены принципиально по-разному. Производство, сельское хозяйство, политика и т.д. Немыслимы без хорошо подготовленных, квалифицированных специалистов, знающих свое дело и обеспечивающих дисциплину труда и технологических процессов. Но квалификация и компетентность специалистов в современном мире содержательно ситуативны. Поэтому системы подготовки должны быть динамичны, подвижны, легко организуемы и точно также демонтируемы. О.

Же - в идеале - не зависит от конкретных условий страны, ситуации, складывающейся в той или иной отрасли или школе, от периода или конкретной эпохи. О. Определяется современным уровнем знания и мышления. Оно семантически устойчиво на протяжении десятилетий, ибо О. Избыточно по отношению к сиюминутным потребностям общества, и именно это делает его ресурсом любого развития. Его цели тесно связаны с целями жизни данного общества. Жизнь определяет О., и обратно - О. Воздействует на жизнь, обеспечивая не только воспроизводство и трансляцию культуры, но и развитие человека, мышления, деятельности. Масштаб обсуждения О. Должен быть общенациональный, другими словами - общий для государства в целом, а не для какой-то одной национальности или этноса, языковой группы или социальной страты.

Понять систему О. Данного общества - значит понять строй его жизни, его культуру. Вплоть до недавнего времени в нашей стране О. Мыслилось преимущественно отраслевым образом. Особенностью этого взгляда было то, что общество как абстрактный заказчик на О. Замещалось государством в лице вполне конкретных органов. Эти органы задавали "тактовую частоту" всей системы через централизованное определение программ, организацию экзаменов, преемственность различных ступеней О. И т.п. Государственное управление О. Сводилось преимущественно к реализации идеологии "подготовки кадров". Именно в рамках этой идеологии О. Выступает не как фактор развития общества, а напротив - как фактор консервации наличного способа существования социальной целостности.

О. В такой системе вынуждено быть конечным во времени и пространстве. В основе его организации лежит проектный подход. В качестве хорошего в нем рассматривается то, что наиболее совершенно и полно реализует принципы именно данной системы, ее проектные цели, в то время как плохим признается то, что пытается обойти, преодолеть эту систему. Система О. В целом и отдельные ее элементы - это не только технически организованные социальные машины и аппараты, которые когда-то были созданы и теперь функционируют определенным образом. Это также и социальные организмы, которые саморазвиваются, видоизменяются в зависимости от внешних обстоятельств, т.е. Обладают автономностью от других структур социума. Основной социально значимой и активной организационной единицей становится не ячейка поддержания государственного заказа (методическое управление или отдел народного О.), а ячейка базовых образовательных процессов (учебное заведение, сообщество, группа, община, человек).

В результате этих процессов развивается новая система ценностей, т.е. Формируется и начинает действовать вызванные инновациями и реформами новые духовные и эмоционально переживаемые значения и смыслы предметной и мыслительной деятельности, вновь отрефлексированные идеальные нормы бытия, принимаемые педагогами за основу их нового опыта, за цели действий и поступков. Здесь уже в большой степени эксплуатируется другая парадигма - "удовлетворение образовательных потребностей личности", "субъект-субъектное взаимодействие". В такой системе О. Должны быть заложены возможности ее саморегуляции и саморазвития, основанные на использовании не проектного, но программного подхода. При программировании системы О. Наиболее актуальными оказываются два общих правила.

1. Правило проб и ошибок. Каждый элемент системы О. Школа, институт, группа новаторов и т.д. - имеет право на инициативу, на пробы и ошибки. Но в случае ошибки инициативе не оказывают поддержку и ее не финансируют. При этом школа или институт, деятельность которых не соответствует целям программы, закрываются. 2. Правило дублирования. Оно подразумевает обязательное наличие альтернативных источников финансирования. Частных и общественных фондов. Инициатива, которая не заинтересовала государство, может заинтересовать общественные организации или частных лиц, и наоборот. Объединение этих двух систем финансирования, их сращивание не только ведет к монополизму в политике О., но многократно увеличивает возможность ошибок в системе.

А если они существуют раздельно и без взаимного контроля, то подавляются только те инициативы и действия, которые не признаются ни государством, ни общественностью. Важнейшая черта современного О. - его направленность на то, чтобы готовить учащихся не только к социальной адаптации, но и к активному освоению ситуаций социальных перемен. В контексте глобальных образовательных тенденций - так называемых "мегатенден-ций" могут быть выделены. Массовый характер О. И его непрерывность как новое качество. Значимость О. Как для индивида, так и для общественных ожиданий и норм. Ориентация на активное освоение человеком способов познавательной деятельности. Адаптация образовательного процесса к запросам и потребностям личности.

Ориентация обучения на личность учащегося, обеспечение возможностей его самораскрытия. Эти образовательные ориентиры к началу 90-х получили международное признание в качестве рабочих ориентиров в программах ЮНЕСКО. Мировая образовательная ситуация характеризуется проблематизацией натуралистического подхода в науке через противопоставление ему деятельност-ного подхода. Это приводит к появлению проблем, которые не могут быть удовлетворительно разрешены внутри самой образовательной практики и требуют выхода за рамки существующих профессиональных знаний, традиционных идей и онтологических представлений. О. Столкнулось с необходимостью решений фундаментальных вопросов своего существования, что и затребовало появление философии О., предметом которой выступает не только образовательные идеа-.

Лы, ценности и обоснование педагогических идей, а О. Как таковое.С.Б. Савелова.

Значения в других словарях
Образование

процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. В процессе О. Происходит передача от поколения к поколению знания всех тех духовных богатств, которые выработало человечество, усвоение результатов общественно-исторического познания, отражённого в науках о природе, обществе, в технике и искусстве, а также овладение трудовыми навыками и умениями. О. — необходимое условие подготовки к жизни и труду, основное средство приобщения человека к культуре и овладения ею. Фундамен..

Образование

ОБРАЗОВАНИЕ - процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру. Необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры. Основной путь получения образования - обучение и самообразование.. ..

Образование

ОБРАЗОВАНИЕ, целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства. Ведёт к овладению ценностями культуры и нравственно-эмоционального отношения к миру, опытом профессиональной и творческой деятельности, сохраняющими и развивающими духовные и материальные достижения человечества. Образование в соответствии с интересами и способностями личности относится к фундаментальным правам человека. По характеру усваиваемых знаний и навыков образование подразделяется на..

Образование

См. Системы образования и Начальное народное образование.. ..

Образование

Бюстовые образования. Жарг. Мол. Шутл. Женская грудь. Максимов, 53.. ..

Образование

Воспитание, просвещение, культура, цивилизация, прогресс. Образованность. Выделка, изготовление, созидание, фабрикация, формирование (формировка), организация, устройство.. ..

Образование

Процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру. Необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры. Основной путь получения образования - обучение и самообразование.. ..

Образование

1. Ср.1) а) Возникновение, формирование или создание чего-л.б) Основание, организация чего-л.2) Характер, тип сложения чего-л.3) То, что возникает, возникло в результате какого-л. Процесса.2. Ср.1) Процесс получения систематизированных знаний. Обучение, просвещение.2) а) Совокупность знаний, полученных в процессе, в результате обучения.б) Уровень, степень познаний. Образованность.3. Ср. Устар.Процесс действия по знач. Глаг. Образовать (1*).. ..

Образование

ОБРАЗОВАНИЕ. ..

Образование

Образования, ср. 1. Только ед. Действие по глаг. Образовать-образовывать и образоваться-образовываться. Образование общего революционного фронта против эксплуататоров. Образование государства. Образование горных пород. Образование литературного вкуса. 2. То, что создалось, образовалось в результате какого-н. Процесса (книжн.). Горные образования. Жировые образования под кожей. 3. Процесс усвоения знаний, обучение, просвещение. Ум развивается образованием, и знания даются тоже образованием. Чрншв..

Образование

По всей видимости, было образовано как калька с немецкого, где Bildung от глагола bilden – "образовывапЛ.. ..

Образование

«ОБРАЗОВАНИЕ» - ежемесячный журнал, издававшийся в СПБ с 1892 по 1909 и переименованный из «Женского образования» (1876-1891). Редактор-издатель - В. Д. Сиповский, с 1896 - А. Острогорский. С 1908 вследствие финансовых затруднений переходит из рук в руки (Орест Кон, Д. А. Карышев). Из узкопедагогического преобразован в педагогический и научно-популярный, а затем в литературный и общественно-политический журнал. C 1902 имел отдел беллетристики.В литературно-критическом и философско-экономическом..

Образование

Используется в конституционном праве для обозначения:. ..

Образование

Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Закон Российской Федерации от 10.07.92 N 3266-I, преамбула. Федеральный закон от 13.01.96 N 12-ФЗ, ст.1. ..

Образование

"Давать образование" означает вести дальше, развивать, выявлять способности. Следовательно, процесс "выведывания" чего-то, установления связей, особенно тех связей, которые отражают фундаментальные соотношения объектов или событий.. ..

Образование

Первыми очагами просвещения в Москве были православные монастыри. В Андрониковом (с XIV в.), Симоновом (с XV в.) и других монастырях переписывались и переводились на церковнославянский язык богослужебные книги, богословские сочинения. Появились первые образцы московского летописания. Здесь же готовились писцы. Для исправления христианских книг приглашались иностранные учёные — продолжатели греко-византийских традиций образованности. Монастырские библиотеки хранили и распространяли по Руси многие..

Образование

научное издательство в 1909—30. Помещалось на Пантелеймоновской улице (ныне улица Пестеля), 12. При участии многих видных учёных (В. А. Стеклова, А. Н. Крылова, А. П. Карпинского и др.) выпущено более 200 монографий и учебников, преимущественно по естественным наукам, по методике преподавания естественно-научных дисциплин в школе и высших учебных заведениях, фундаментальные сборники «Новые идеи...» (в философии, математике, физике, химии и т. Д.). Издательству принадлежит заслуга популяризации..

Образование

Начальная школа обучает детей с 6 до 12 лет. Государственный план включает предметы, аналогичные плану российской начальной школы. Оканчивая шестой класс, юные японцы, освоив в совершенстве фонематическую азбуку, получают лишь базовые знания иероглифического письма. К концу занятий в начальной школе они "набирают" около 1 тысячи иероглифов (для сравнения. Чтобы свободно читать газету, их надо знать не менее 1,8 тыс.). Веяние времени. Уроки экологии начинаются уже в начальной школе. В среднюю шко..

Образование

— результат усвоения систематических знаний, умений и навыков. Путь к получению О. — обучение.. ..

Образование

ОБРАЗОВАНИЕ - многозначное понятие, обозначающее и сферу социокультурной практики, и отраслевую систему, и специально организуемый процесс, и определенный результат деятельности. История О. Отображает в себе развитие культуры в целом. Задача всякого О. - приобщение человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности, права, хозяйства, превращение природного человека в культурного. Обнаруживается соответствие между ним и культурой. Сколько типов культурных ценностей - столько видов О..

Образ Мысленный

..

Обратная Связь

Обратное воздействие результатов процесса на его протекание, одно из осн. Понятий, характеризующих функционирование и развитие систем регулирования в живой природе, обществе и технике (см. Кибернетика). Если прямая связь подразумевает передачу сигналов от центрального органа (напр., мозга) к исполнительным органам системы, то обратная связь есть передача в центральный блок информации о результатах управления. В сложных системах (социальных, биологических) обратную связь рассматривают как передач..

Обращение, Оглядка

– в психологии поворот головы в сторону предмета, привлекающего внимание. Свет, идущий от предмета, падает на край сетчатки. В результате этого между данной периферийной точкой и точкой наиболее острого, а следовательно, и наиболее удобного зрения в желтом пятне сетчатки (центральной ямкой – fovea) возникает напряжение, которое разряжается по мере того, как голова и, соответственно, глаза поворачиваются так, чтобы свет падал на центральную ямку желтого пятна. Необходимое для такого поворота муск..

Образование

Процесс педагогически организованной социализации, осуществляемой в интересах личности и общества.В О. Объединяются обучение и воспитание, обеспечивающие культурную преемственность поколений и готовность человека к выполнению социальных и проф. Ролей. В О. Индивид осваивает систематизированную совокупность нравств. И культурных ценностей, соответствующих его интересам и обществ, ожиданиям.О. В соответствии с интересами и способностями личности — одно из фундаментальных прав человека. Общезначимо..

Дополнительный поиск Образование Образование

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Образование" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Образование, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 11 символа